вторник, 28 августа 2018 г.

Пресс-релиз о проведении вебинара “Причины и стратегии преодоления инертности в быстро меняющейся академической среде”

Modern Education & Research Institute провел 28 августа вебинар о причинах и стратегиях преодоления инертности в быстро меняющейся академической среде на национальном и институциональном уровнях. 

Исследования подтверждают, что технологии позволяют углублять и ускорять обучение. Жизненный цикл технологии, в частности цифровой, в среднем, всего 18 месяцев. Неспособность адаптироваться к инновациям может привести к тому, что выпускники не будут обладать актуальными навыками на рынке труда, сократится количество доступных возможностей для исследований, появится значительное отставание в инновациях не только в высших учебных заведениях, но и в экономике в целом.

Существенным заблуждением является однако, что каждый преподаватель может самостоятельно обучиться применять инновационные подходы. Не стоит также забывать, что преподаватель - практически единственная профессия в мире, где не обеспечивается постоянная поддержка во время работы. Отсюда и возникает инертность в применении новых технологий и методов. 

Среди основных причин инертности в академической среде участники вебинара выделили два блока.

Национальный уровень:
  1. Отсутствие национальной и институциональной стратегии или плана действий по дигитализации.
  2. Отсутствие или нехватка законодательной базы по интеграции технологии в образование, особенно по защите авторских прав на лекции и онлайн ресурсы преподавателей.
  3. Отсутствие сопровождения и поддержки при внедрении образовательных технологий.
Институциональный уровень:
  1. Стабильность академической среды.
  2. Дискомфорт и тревога при внедрении инноваций.
  3. Загруженность преподавателей бюрократическими процедурами.
  4. Отсутствие навыка педагогического дизайна программ онлайн-обучения.
  5. Недостаток открытости к переменам, особенно, когда речь идет о смене ролей - с лектора-эксперта на дизайнера или разработчика онлайн ресурсов и заданий.
Эксперты Modern Education & Research Institute поделились результатами своих исследований о стратегиях преодоления инертности на национальном уровне на примере стран-участниц Европейского пространства по высшему образованию. Также они описали свой опыт и предложили практические рекомендации по минимизации проблемы инертности на институциональном уровне среди менеджмента университетов, профессорско-преподавательского состава и студентов. 

Для представителей администрации вузов в основе стратегии лежит внедрение креативных мотивационных инструментов, стимулирующих преподавателей на модернизацию их деятельности. Создание сообщества единомышленников по внедрению инноваций в рамках университета может послужить эффективным инструментом создания новой академической культуры. Modern Education and Research Institute в сотрудничестве с  европейскими университетами готов поддержать функционирование подобных сообществ и оказать практическую помощь преподавателям в процессе модернизации своей профессиональной деятельности. 

Для проактивных преподавателей в рамках вебинара была предложена стратегия построения собственной траектории профессионального развития и личного бренда с учетом влияния цифровой культуры. 

Переход на новые технологии не может быть дорогой с односторонним движением. Это система общих ценностей и решений, которая требует изменение педагогического мышления и создания новой образовательной культуры.

Поскольку изменения происходят не только на уровне педагогических практик и инфраструктуры, но в первую очередь на уровне менеджмента академических программ и исследований, Modern Education & Research Institute приглашает администрацию вузов - ректоров, проректоров, руководителей отделов на Ежегодную ректорскую конференцию “Инструменты для эффективной модернизации вуза: автоматизация, аутсорсинг, искусственный интеллект, интернационализация и методики активирования актуальных компетенций у ППС”, которая пройдет с 4 по 8 ноября этого года в Брюсселе. Ознакомиться подробнее с программой конференции и зарегистрироваться можно по ссылке: http://moderneducationinstitute.com/rectorsconf2018.

вторник, 14 августа 2018 г.

Роль руководства университетов в интернационализации высшего образования

В 1998 году четыре страны - Франция, Германия, Италия и Соединенное Королевство - подписали Сорбоннскую декларацию, которая дала начало мобильности среди студентов, выпускников и преподавателей, а также продвижению квалификаций, пользующихся спросом на рынке труда. Сегодня представители 48 стран: министерств, работодателей, международных организаций, агентств по контролю качества академических программ, - совместно с Европейской Комиссией обсуждают в рамках Болонского процесса, как улучшить интернационализацию высшего образования.

Ереванское коммюнике 2015 года признает интернационализацию и мобильность мощным инструментом укрепления взаимопонимания и расширения возможностей трудоустройства выпускников. Действительно, интернационализация помогает университетам стать более конкурентоспособными посредством модернизации образования, приведения его в соответствие с потребностями мирового рынка, повышения совместимости между системами образования разных стран.

Несмотря на успех Erasmus Mundus и Erasmus +, в Отчете о реализации Болонского процесса 2015 года отмечается, что до сих пор только меньшинство студентов пользуется мобильностью. Страны Европейского пространства высшего образования (EHEA) поставили цель - 20% мобильности к 2020 году. Однако по причине недостатка данных невозможно предсказать, будет ли достигнута эта цель. Мобильность преподавательского состава еще сложнее оценить, поскольку нет согласованного определения мобильности персонала, что затрудняет установку количественных показателей. Другая проблема связана с отсутствием трансфера финансовой поддержки студентов в большинстве стран EHEA.

Существует несколько способов определения интернационализации высшего образования. Текущая дискуссия развивается между «интернационализацией дома» и «интернационализацией за рубежом». Хотя эти термины взаимосвязаны, в первом случае подразумевается внедрение международных учебных программ в домашнем учреждении высшего образования; во втором - трансграничная мобильность людей, проектов и программ.

Различные документы, принятые странами EHEA, рекомендуют разработку национальной политики и стратегий в области интернационализации и мобильности. Согласно Отчету о реализации Болонского процесса 2018 года, 32 страны из 48 приняли активную стратегию интернационализации высшего образования. В этой связи международные отделы, а также руководство университетов - ректоры и проректоры - более активно участвуют в осуществлении национальной стратегии интернационализации на институциональном уровне. Руководство университетов приобретает больше функций и ответственности в отношении сложных вопросов, связанных с интернационализацией высшего образования. По данным Международной ассоциации университетов, основными трендами являются:

  1. Интернационализация приобретает все большее значение в повестке дня высшего образования;
  2. Политика и практика интернационализации уже не являются второстипенными вопросами, но приобретают первостипенное значение в деятельности руководителей институтов высшего образования;
  3. Интернационализация стала больше, чем просто подписание меморандумов о взаимопонимании руководством университета, и подразумевает совместную реализацию реальных средне- и долгосрочных проектов;
  4. Интернационализация влияет на все сферы высшего образования - исследования, преподавание и обучение - и является частью миссии университетов;
  5. Интернационализация оказывает значительное влияние на бюджет университета с точки зрения затрат и доходов;
  6. Интернационализация является ключевым вопросом повестки руководства университетов на отраслевом, системном,  национальном, региональном и глобальном уровнях.

Чтобы повысить качество, охват и устойчивость стратегий интернационализации, лидеры университетов и лица, принимающие решения в данной сфере, фокусируются на «интернационализации за пределами международного офиса»: 
  1. продвигают ее на международных форумах и нетворках, 
  2. становятся членами международных академических ассоциаций, 
  3. получают новые профессиональные навыки, 
  4. обмениваться опытом и наилучшей практикой по интернационализации на конференциях, 
  5. открывают представительства и кампусы своих университетов за рубежом, 
  6. устанавливают партнерство с бизнесом, 
  7. проводят консультации с рейтинговыми агентствами.

По опыту экспертов Modern Education & Research Institute, 85% университетов испытывают сложности при реализации своих стратегий интернационализации, причем эти сложности одинаковы как для университетов ЕС, так и стран Восточного партнерства и СНГ. Поскольку личная вовлеченность ректоров в повестку дня по интернационализации дает самый эффективный результат, MERI и создал платформу для своих партнерских университетов по выработке совместных решений адаптации стратегий интернационализации и их практической реализации в рамках Ежегодной Ректорской Конференции через:
  1. обмен инновационным опытом с представителями ведущих европейских университетов;
  2. выработку решений актуальных проблем в сфере модернизации и интернационализации деятельности университетов;
  3. получение знаний о последних трендах в сфере мирового образования;
  4. продвижение своего ВУЗа на международный уровень
  5. подбор и установление контактов с профильными университетами ЕС;
  6. помощь в инициировании и переговорах по подписанию соглашений о сотрудничестве;
  7. помощь в подготовке практической части реализации стратегических целей;
  8. информационный обмен об актуальных событиях в партнерских университетах;
  9. подбор кандидатов среди европейских преподавателей и экспертов для сотрудничества;
  10. открытие представительства и самостоятельного кампуса Университета в ЕС.

Следующая Ежегодная Ректорская Конференция состоится 4 - 8 ноября 2018 года в офисе MERI в Брюсселе. Основные тематики данного года затронут использование инструментов для эффективной модернизации вуза: автоматизация, аутсорсинг, искусственный интеллект, интернационализация и методики активирования актуальных компетенций у ППС. Ознакомиться подробнее с программой конференции и зарегистрироваться можно по ссылке: http://moderneducationinstitute.com/rectorsconf2018.

Согласно Education International, рынок образования во всем мире оценивается в пять триллионов долларов с потенциалом роста до 6−7 триллионов уже в ближайшие несколько лет. Интернационализация является инструментом, который дает возможность каждому динамично развивающемуся университету занять свою нишу для прорыва на мировой академической арене и открыть новые источники финансирования.



четверг, 26 июля 2018 г.

Возможности сотрудничества в сфере грантовых программ и академических обменов с университетами ЕС

Modern Education & Research Institute провел вебинар о возможностях сотрудничества с университетами Европейского Союза для академического сообщества Узбекистана. Организатором вебинара выступило Посольство Республики Узбекистан в Королевстве Бельгия при сотрудничестве с Министерством Высшего и Среднего Специального Образования Республики Узбекистан. 

Участники вебинара обсудили мировые тренды рынка труда и подготовки высоко-квалифицированных специалистов учреждениями высшего образования; компетенции и квалификации, позволяющие студенту всегда оставаться на плаву и пополнять копилку знаний в любом возрасте, в любой ситуации.

Благодаря новым, технологиям знания становятся доступными для всех, у кого есть мобильное устройство или компьютер и интернет. Доступными стали не только факты и цифры, но также анализ, интерпретация и помощь в усвоении информации. Таким образом, университеты теряют свою роль как хранители и поставщики знаний. От предоставления контента сдвиг происходит к контекстуализации, обучению способам мышления и предоставлению уникального студенческого опыта. Неграмотными в XXI веке будут считаться не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не может учиться и переучиваться.

В рамках вебинара была рассмотрена система высшего образования Бельгии, которая славится во всем мире. Университеты Бельгии входят в рейтинги самых престижных в мире, составляемых авторитетными журналами Financial Times и The Times Higher Education. Такие университеты, как KULeuven (топ-100), UGhent (топ-100), VUB (топ-200) пропагандирует ценность критического и независимого мышления, открытость и толерантность к разным точкам зрения. Обучение по программам академического обмена в данных университетах поможет изучить иностранный язык в контексте, приобрести новые навыки и компетенции, расширить мировоззрение и лучше подготовить студентов к жизни в многонациональном и монокультурном обществе, коим безусловно являются все постсоветские страны. Ведь, согласно одному из величайших педагогов Джону Дьюи, образование - это воспитание достойного гражданина. 

Помимо программ академического обмена, университеты Бельгии заинтересованы в привлечении партнеров для участия в программах финансирования ЕС. Бюджет Европейского Союза составляет примерно 160 миллиардов евро в год и около 90% от этой суммы уходит на финансирование грантовых программ и иных механизмов поддержки, то есть более 140 млрд евро в год! Очевидно, что участие в грантовых программах является реальной возможностью продвижения своих проектов для широкого круга граждан, организаций и компаний, причем не только находящихся на территории ЕС, но и за его пределами.

В рамках данного вебинара были рассмотрены две наиболее релевантные грантовые программы для представителей из сферы образования: Эразмус+ и Горизонт 2020.  В следующий финансовые период с 2021-2027 бюджет программы Эразмус+ увеличиться вдвое - с 15 млн евро до 30 млн евро. Это означает, что количество профинансированных проектов значительно увеличится, а значит и шансы на выигрыш повысятся. Рекомендуется уже сегодня начать овладевать знаниями по подготовке заявок на программы финансирования ЕС, поскольку эти навыки откроют множество международных возможностей для реализации своих идей, а также будут очень востребованы в течение ближайших 10 лет. 

Вторая программа Горизонт 2020 посвящена поддержке исследований в самых разных областях и нацелена на увеличение числа прорывных технологий и коммерциализации знаний. Гранты могут получить как молодые ученые, так и исследовательские группы. Суммы грантов варьируются начиная от 1,5 млн евро.

Modern Education & Research Institute предлагает дистанционный курс в помощь преподавателям, которые планируют участие в европейских грантовых программах: https://moderneducationinstitute.com/ppkgrants 

Посольство Республики Узбекистан в Бельгии инициировало создание дискуссионной платформы по вопросам сотрудничества в сфере высшего образования в приложении Telegram: EUzbEducation (https://t.me/joinchat/ABwZrxAaQ2_weXRqZDa3XA). Канал является открытым и предназначен для обмена новостями, наилучшими практиками в преподавании и обучении, поиска партнеров для совместного участия в европейских программах, а также для обсуждения сотрудничества по широкому спектру проектов.

пятница, 6 июля 2018 г.

Результат научной стажировки для преподавателей ВУЗОВ «Компетентностный подход и студенто-ориентированное обучение. Развитие новых компетенций среди ППС»

18 лауреатов премии «Лучший преподаватель ВУЗА» из десяти университетов Казахстана и Киргизии приняли участие в научной стажировке «Компетентностный подход и студенто-ориентированное обучение. Развитие новых компетенций среди ППС», которая была организована Modern Education and Research Institute с 17 по 30 июня 2018 года в Брюсселе. 
В рамках программы преподаватели посетили лекции в Европейской Комиссии «Модернизация высшего образования в Европейском Союзе: стратегии, программы поддержки, результаты», где ознакомились с тенденциями в сфере высшего образования в странах Европейского Союза, а также стратегиями и направлениями, которым представители Европейской Комиссии рекомендуют следовать. 
Академическая часть программы проходила в ведущих университетах Бельгии (KULeuven и VUB) и Нидерландов (Erasmus Unıversity Rotterdam).
KU Leuven был основан в 1425 году и является старейшим университетом в регионе. Сегодня он занимает 71 место в международном рейтинге университетов QS (https://www.topuniversities.com/universities/ku-leuven). На мастер-классе по теме «Современные методы обучения» делегаты изучили использовании кейсов и онлайн технологий в преподавании. На семинаре “Blended learning practice” прошла отработка применения инновационных методик смешанного обучения в применении  к в своей преподавательской практике.
VUB( Vrije Universiteit Brussels) является динамичным и современным университетом расположенном в Брюсселе. Основанный в 1834 году, в 1969 году он разделяется на две части VUB and ULB, фламандскую и французскую. Университет имеет четыре кампуса и восемь факультетов. По рейтингу результатов научных работ университет входит в топ-100 в мире (https://www.topuniversities.com/qs-profiles/rank-data/nojs/294582/516/467)
Количество студентов VUB растет с каждым годом. Около 20 % из них - международные студенты, которые проходят бакалаврские, магистерские и докторские программы на английском языке. Сотрудничество в исследованиях, взаимодействие с партнерами, развитие предпринимательского духа, свобода высказываний составляют одни из главных принципов университета. Принимающий профессор университета VUB поделился с участниками стажировки результатами своего исследования о применении подхода CLIL для перехода на многоязычие в преподавании.
В рамках программы стажировки, состоялась научная конференция «Модернизация профессиональной деятельности ППС: подходы, лучшие практики, вызовы». Ключевой доклад сделал профессор университета VUB о факторах успеха, влияющих на эффективность и качество онлайн и смешанного обучения, как глазами преподавателей, так и глазами студентов. Помимо выступлений участников стажировки, были транслированы видео доклады преподавателей-членов MERI.
Университет ERASMUS, расположенный в самом крупном порту Европы Роттердаме, совмещает в себе качество образования и использование лучших мировых практик. Международные рейтинги помещают университет в топ-100 (https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/erasmus-university-rotterdam) и отмечают высокое качество образования, профессиональную экспертизу преподавательского состава, а так же широкие возможности, которые студенты получают для будущего трудоустройства. Делегаты ознакомились с инфраструктурой кампуса университета и прослушали лекцию «Развитие предметно-специфических компетенций у студентов экономического факультета».  Во время дискуссии, участники получили возможность обсудить с  профессором Университета Эразма особенности высшего образования в Нидерландах, специфику организации обучающего процесса, критерии оценки, а также понаблюдать процесс приема экзаменов. Профессор выделил важность взаимодействия между университетом, студентом и будущим работодателем, а также акцентировал внимание на том, каким образом достигается развитие тех компетенций, которые делают студентов конкурентоспособными на рынке труда.
Профессор Высшей школы Парфюмерии Парижа провела мастер-класс «Отработка практических навыков коучинга и наставничества в преподавании», во время которого показала некоторые приемы коучинга, которые подходят для применения в преподавании с целью активизации работы студентов, повышения их концентрации и внимания. 



четверг, 31 мая 2018 г.

Новый взгляд на образование

Автор: Екатерина Царанок, Директор Modern Education & Research Institute


«Цель образования - дать возможность людям продолжить свое образование» - Джон Дьюи, американский философ и реформатор образования

Согласно исследованию «Переподготовка и перепрофилирование работников в эпоху автоматизации», проведенное McKinsey Global Institute в январе этого года, к 2030 году будет автоматизировано 14% рабочих мест. Однако новые рабочие места в новых сферах также будут созданы. Хорошим примером здесь является iPhone, который предложил 15 миллионов новых рабочих мест для разработчиков приложений по всему миру. Накануне 4-ой промышленной революции важно предвидеть изменения и приспособиться к тому, чтобы добиться успеха в будущем. Но как мы можем подготовиться сегодня к профессиям, которые появится только завтра? Университеты выполняют ключевую роль в процессе адаптации. Однако, в отличие от всех предыдущих десятилетий, сегодня необходимо действовать быстро.

Модель мышления о том, что сначала необходимо получить образование, а затем уже набираться практического опыта, сильно устарела. Мышление по-новому предполагает периодическое возвращение к учебе с тем, чтобы обновлять навыки и компетенции на протяжении всей жизни. Неграмотными в XXI веке будут считаться не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не может учиться и переучиваться. Люди приобретают все большую ответственность за собственное обучение, как и за собственную жизни. Таким образом, университеты должны стать более гибкими и более быстрыми, чтобы соответствовать новым требованиям времени.

Очевидно, что изучение любой дисциплины в настоящее время должно быть дополнено приобретением навыков цифровой обработки и критического мышления. Нанимая новых программистов, рекрутеры Google уделяют особое внимание тому, являются ли кандидаты хорошими слушателями, умеют ли решать проблемы, влиять на людей, то есть - насколько они идейные и креативные. Ник ван Дам, главный специалист по обучению в McKinsey, убежден, что именно эти качества являются ключевыми и позволят людям одержать победу над машинами. Технические навыки, без сомнения, нужны. Но креативность нужна еще больше.

В Modern Education & Research Institute мы убеждены, что, несмотря на общую тенденцию - образование через МУК и социальные сети, - роль традиционного преподавания и учителей будет оставаться центральной. Джеймс П. Комер, профессор Йельского университета, считает, что никакое значительное обучение не может произойти без человеческих взаимоотношений. Джордж Вашингтон Карвер, профессор Института Таскиги и изобретатель, убежден, что обучение - это понимание функционирования взаимоотношений. Дистанционное обучение - это всего лишь общение. Но отношения формируются только тогда, когда люди встречаются лицом к лицу. «В Deloitte мы можем общаться с 260 000 человек, но нам нужны отношения, стоящие за этим общением», - настаивает Мартин Дэвис, управляющий директор развивающихся рынков и Африки в Deloitte.

Таким образом, будущее каждой страны заключается в формировании новых видов университетов, которые не только получают и исполняют инструкции от государственных органов, а сами пропагандируют повышение качества образования за счет внедрения новых форматов и методов обучения, научно обоснованных подходов к лидерству и управлению, интернационализации и трансграничной конкуренции.

среда, 25 апреля 2018 г.

Круглый стол “Техногенные риски при эксплуатации и строительстве промышленных объектов в Европе. Вопросы минимизации рисков и предотвращения крупных аварий”

Сегодня, 25 апреля, очередная грустная годовщина трагедии на Чернобыльской АЭС, которая произошла в 1986 году. Авария на 4-ом энергоблоке унесла жизни 9 тыс человек, по приблизительным подсчетам Всемирной Организации Здравоохранения. Всего же пострадавшими в катастрофе считается 600 тыс человек. 

В преддверии дня памяти одной из крупнейших трагедий современности, в которой человеческий фактор сыграл ведущую роль, в Пресс Клубе Брюсселя состоялся круглый стол, организованный Восточно-европейской ассоциацией Зеленых, на тему “Техногенные риски при эксплуатации и строительстве промышленных объектов в Европе. Вопросы минимизации рисков и предотвращения крупных аварий”. Екатерина Царанок, директор Modern Education and Research Institute, приняла участие в мероприятии в качестве спикера. 

Несмотря на стремительное развитие науки и технологии, количество так называемых “рукотворных бедствий” не только не уменьшилось, но масштаб их печальных последствий увеличился в разы. Об этом свидетельствуют данные швейцарской перестраховочной компании Swiss Re. Согласно исследованиям компании, за период с 1970 по 2000 год количество техногенных аварий и катастроф с общим экономическим ущербом свыше 67 млн. долл. каждая возросло более чем в 3 раза. При этом они происходили в 1,6-1,7 раза чаще, чем чрезвычайные ситуации природного характера сопоставимой разрушительности.

Организация Объединенных Наций ставит техногенные катастрофы на 3-е место среди всех видов катастроф по числу погибших, после гидрометеорологических (наводнения и цунами) и геологических (землетрясения, извержения вулканов, сходы лавин и селевых потоков). Ущерб, нанесенный техногенными катастрофами, увеличился почти в 3 раза за последние 30 лет и достигает примерно 200 млрд. долл. в год.

Было бы кощунственно измерять последствия катастроф исключительно в финансовом эквиваленте. Ведь речь идет прежде всего о сотнях тысяч человеческих жизней и невосполнимом ущербе окружающей среде. 


Участники круглого стола обсудили результаты исследования, опубликованного Восточно-европейской ассоциацией Зеленых “Критерии безопасности и риски при строительстве и работе предприятий химической, нефтяной, атомной и угольной промышленности: стресс-тесты и другие критерии безопасности” и пришли к выводу, что усилия международных и национальных организаций по гармонизации подходов к вопросам безопасности промышленных объектов на региональном уровне недостаточны. Необходима унификация требований и инструментов контроля безопасности в континентальном или даже глобальном масштабе. Поскольку успешное решение вопросов безопасности затрагивает жизнь и здоровье миллионов людей, важно отказаться от политизации данной сферы и создать пространство для конструктивного диалога по выработке норм и стандартов, которые будут в одинаковой степени выполняться и служить интересам всех сторон. 




четверг, 29 марта 2018 г.

Отчёт о программе повышения квалификации Modern Education & Research Institute (MERI) «Стратегии инновационного обучения. Развитие новых компетенций среди ППС» 18 - 24 марта 2018 года.

Программа повышения квалификации для преподавателей вузов «Стратегии инновационного обучения. Развитие новых компетенций среди ППС» явилась премьерной, так как в ней приняли участие представители из университетов Киргизии, Казахстана и Грузии. Делегаты прошли интенсивный курс лекций, тренингов и мастер классов, который был дополнен обменом опытом среди участников на международном уровне.
Преподаватели посетили брюссельский кампус Католического университета Левена, где прослушали мастер-классы по современным методом обучения, практикуемым в данном ВУЗе. Представленные методы были одобрены научным советом университета Левена и направлены на развитие когнитивного мышления студентов.  KULeuven является одним из старейших университетов Европы. Основанный в 1425 году, университет входит в ТOP-100 лучших вузов мира, по мнению THE World University Ranking. 
Кульминацией программы стала лекция, подготовленная директоратом образования Европейской Комиссии (ЕК). Политика модернизации высшего образования в Европейском Союзе является одним из ключевых направлений деятельности Комиссии. Будущее приближается семимильными шагами, а по данным исследования ЕК, 60-70% выпускников европейских ВУЗов не обладают современными навыками требуемыми на рынке труда.  В связи с этим была рассмотрена специфика вопроса о соблюдений национальных и супранациональных интересов в сфере образования, ведь  каждая страна-член ЕС имеет право на самостоятельную политику по образованию в рамках своей территории. 
Если преподаватель стремится к изменениям, в каком направлении ему двигаться? Рассмотрению возможных моделей профессионального развития преподавателя будущего был посвящен целый рабочий день программы. Делегатам были представлены наглядные примеры непрерывно ускоряющегося технологического развития и тенденции будущего изменения отношений между людьми. Тем не менее, участники программы пришли к консенсусу о том, что роль преподавателя останется центральной. Поэтому, чтобы сохранить свои позиции, мировая практика предлагает  преподавателю ввести новые методы, подходы и технологии в обучение. Самые перспективные и доступные из них были разобраны на кейсах ведущих университетов мира экспертами MERI. 
Ярким примером инновационного подхода в образовательной деятельности явился мастер-класс профессора Высшей Школы Парфюмерии Парижа Ольги Александр.  Профессор рассказала о методах альтернативной стимуляции и повышения мотивации студентов, способных в значительной мере повлиять на эффективность восприятия информации и вовлеченность в процесс обучения. Профессор Александр также объяснила принципы горизонтального менеджмента групповых проектов студентов с учетом психотипа каждого участника.  
Программа была завершена торжественным вручением сертификатов. Делегаты обсудили перспективы дальнейшего сотрудничества между вузами трех стран, чьи представители приняли участие в программе, а также в рамках европейских проектов совместно с MERI.