Кто только не обсуждает выход Великобритании из ЕС? О последствиях Брекзита, как для самого Соединенного Королевства, так и для стран партнеров, можно только спекулировать. То, что они будут значительными во всех сферах экономики, включая высшее образование, можно догадаться, хотя бы из недавнего сообщения BBC о том, что сотрудникам Королевского университета в Белфасте (Queen's University) выплатили зарплату раньше обычного срока из-за «неопределенности, связанной с Brexit».
В своем заявлении представитель Университета заявил, что было разработано несколько планов на случай непредвиденных обстоятельств, чтобы снизить риски для сотрудников, связанных со сбоями и неудобствами в работе, в том числе и работе банковского сектора при обработке платежей в день запланированного на тот момент выхода Великобритании 29 марта. То есть люди готовились к катастрофе.
Как мы знаем, Брекзит в марте в очередной раз не состоялся. Правительство Великобритании и Совет ЕС договорились о продлении членства до 31 октября 2019 года. Таким образом, у нас есть время подумать, какие преимущества партнеры из стран, не входящих в Европейский Союз, могут извлечь из этой ситуации.
Согласно рейтингу The Times Higher Education, британские университеты продолжают терять репутацию в мире в преддверии Brexit. Последнее десятилетие сектор высшего образования Великобритании проходил тест на устойчивость, преодолевая ряд постоянных проблем, таких как глобальный финансовый кризис 2007-2008 годов, введение более строгих правила подачи заявки на получение студенческих виз в Великобританию, ограничение возможности работы после учебы и референдум в пользу Brexit в 2016 году.
Рупа Десаи Трилокекар, доцент факультета образования в канадском Йоркском университете (York University) и эксперт по интернационализации высшего образования, считает, что Канада «в значительной степени выигрывает» от подобной ситуации в Великобритании. Таким же образом могут выиграть университеты других стран, которые проводят последовательную, открытую иммиграционную политику и настроены на привлечение иностранных студентов и сотрудников.
В случае выхода Великобритании из ЕС без достижения сделки, страна может потерять возможность участия в программе международного обмена и сотрудничества в сфере образования Erasmus+, финансируемой Европейским Союзом. Идет обсуждение использования опыта Швейцарии, если такая ситуация станет реальностью.
Напомним, что в результате спорного референдума против массовой иммиграции страну исключили из Erasmus+ в период с 2014 по 2020 года. Решением стало создание собственной теневой программы международных обменов, которая стала альтернативой Erasmus+, но не полной ее репликой. Швейцарцы ориентируются на собственные цели и приоритеты при принятии решения о финансировании, которые не всегда соответствуют приоритетам ЕС.
Если альтернативная программа в Великобритании заработает, то это случиться не раньше 2021 года. А если принять во внимание ситуацию выхода Британии из ЕС без договоренностей, то 17 000 британских студентов потеряют возможность учиться за границей в 2019-2020 году. Здесь существует потенциал привлечения этих студентов за счет фондов и программ принимающих стран.
Министр высшего образования, научных исследований и инноваций Великобритании Крис Скидмор заявил на Международном форуме по высшему образованию, который состоялся 27 марта, что Британия должна мыслить и действовать более глобально, чем когда бы-то ни было, чтобы стать партнером номер один в академической сфере в мире.
Университеты Великобритании восприняли призыв министра стать глобальными актерами и начали искать новых партнеров в странах, не входящих в ЕС. В их поле зрения попали и страны русско-язычного мира, где экономика сейчас на подъеме и научный потенциал высок. Таким образом, наступило золотое время для беларуских, украинских, российских, грузинских, казахских университетов идти с проектами и инициативами в Лондон, Оксфорд, Кембридж, Манчестер, Бирмингем и Эдинбург.
В настоящий момент университетам из стран, не входящих в ЕС, нужно бежать в отрывающиеся двери, но помнить, что момент вакуума и неопределенности дальнейшего пути Британии будет длиться не долго. Поэтому, пока есть запрос на сотрудничество с глобальными партнерами, нужно действовать жадно. Иначе очень скорость придется горевать об упущенных возможностях.
Автор: Екатерина Царанок
Директор
Modern Education & Research Institute
Комментариев нет:
Отправить комментарий