Автор: Екатерина Царанок - Директор Modern Education & Research Institute
Интернационализация высшего образования не является новой концепцией. Этим процессам уже около 30 лет. Однако именно сейчас интернационализация образования приобретает особое значение ввиду многих факторов, среди которых: усиление роли развивающихся стран в вопросах академического сотрудничества, регионализация высшего образования, возросшая конкуренция между университетами за талантливых студентов, особенно в технических дисциплинах, увеличение значения трансфера технологий и сотрудничества университетов с бизнесом.
Особая роль в процессе интернационализации образования уделяется преподавателям университетов как в плане реализации совместных исследовательских проектов, так и в преодолении «цифрового разрыва». Изучение и применение инновационных подходов к преподаванию, цифровых и смешанных методов обучения - является ключевым для интеграции в программы виртуального обмена, МУКи и международные проекты онлайн-обучения.
Большинство университетов в Европе были созданы в XVII - XIX веках. Они играли исключительно национальную роль. Обучение за границей часто запрещалось. Латинский язык утратил свою позицию универсального и был заменен местными языками. Однако уже в начале XX века между Мировыми войнами возникла необходимость в более тесном международном сотрудничестве с акцентом на восстановление мира и взаимопонимания. Академическое взаимодействие стало инструментом мирного урегулирования через такие ключевые организации, как: Институт международного образования (IIE), созданный в 1919 году в Соединенных Штатах, Служба обмена высших образовательных учреждений (DAAD) в Германии в 1925 году и Британский совет в Великобритании в 1934 году.
После Второй мировой войны Европа была разрушена и сосредоточила все свои усилия на восстановлении. Драйвером интернационализации образования в это время стали национальная политика безопасности и международных связей, которые поощряли изучение иностранных зыков и страноведения. США учредили Программу Фулбрайта, а также программы технической помощи и наращивания потенциала для развивающихся стран, в том числе в Европе.
Рост Японии как экономической силы в 1960-х годах послужило вызовом доминированию США в политической и деловой сферах, а также в науке и исследованиях. Международные связи в высшем образовании переросли из редких личных контактов в организованную деятельность, проекты и программы. Национальные государства признали преимущества выхода высшего образования за пределы территориальных границ и стали использовать его в своих интересах. Интернационализация образования стала стратегически важной.
Введение в 1980-е годы программы Европейского Союза “Эразмус” хорошо иллюстрирует данный стратегический подход к интернационализации высшего образования. Дальнейшие программы ЕС “Сократес” и “Эразм+” основаны прежде всего на сотрудничестве по обмену студентами и преподавателями, совместной разработке учебных планов и совместных исследовательских проектах, формируя европейский подход к интернационализации.
Единственным исключением из этого подхода стало Соединенное Королевство Великобритании. Правительство Тэтчер ввело плату за обучение для иностранных студентов и стало использовать их для зарабатывания денег. Этой модели последовали Австралия и другие англоязычные страны.
В настоящее время университеты можно считать международными организациями. Однако они по-прежнему отражают стратегию национальных государств, которые их создали.
Комментариев нет:
Отправить комментарий