Автор: Екатерина Царанок, Директор Modern Education & Research Institute
Самый старый университет в мире - Университет Аль-Карауин - был основан в 859 году в Фесе, Марокко. Он стал первым учебным заведением, присуждающим академическую степень, который до сих пор существует и постоянно работает.
Высшему образованию уже более 1000 лет. Сегодня данная сфера претерпевает значительные изменения. По мнению экспертов Ernst & Young, в ближайшие 10-15 лет нынешняя модель университетского образования станет нежизнеспособной, за исключением отдельных случаев. В отчете «Университет будущего» (2012) Ernst & Young указывает на 5 ключевых факторов, которые будут способствовать изменениям:
Демократизация знаний и доступа к образованию. Благодаря новым, технологиям знания становятся доступными для всех, у кого есть мобильное устройство или компьютер и интернет. Доступными стали не только факты и цифры, но также анализ, интерпретация и помощь в усвоении информации. Таким образом, университеты теряют свою роль как хранители и поставщики знаний. Методы обучения должны меняться соответственно. От предоставления контента сдвиг происходит к контекстуализации, обучению способам мышления и предоставлению уникального студенческого опыта. Доступ к университетскому образованию также стал проще, что выражается в росте количества людей, обучающихся в университетах, особенно в развивающихся странах. По данным Всемирного банка, например, количество студентов высших учебных заведений в Китае выросло с 8% в 2000 году до 25,9% в 2010 году и, вероятно, удвоится в следующие 10-15 лет. Такая динамика позволит миллионам людей и их семей улучшить уровень жизни; преподавателям - освоить и внедрить новые подходы к преподаванию и обучению; администрации университетов - получить доступ к новым возможностям и создать новые партнерские отношения с компаниями на рынке.
Конкуренция за рынки и финансирование. Несмотря на то, что основной финансовый кризис позади, мы все еще живем во времена, когда правительства стараются использовать каждую копейку на создание профицита бюджета. Даже государственные вузы, которые раньше чувствовали себя уверенно в своей рыночной нише, вынуждены сегодня конкурировать за финансирование на преподавание и исследования, большая часть которого поступает от оплаты за обучение за обучение, промышленности, различных фондов и международных корпораций. Все это весьма конкурентные сферы.
Цифровые технологии. Цифровые технологии и инновации изменили лицо многих видов промышленности. Онлайн обучение присутствует на рынке уже с 1990-х годов, но только в последние несколько лет оно принесло значительные изменения в жизнь университетских кампусов. Стационарное образование никуда не исчезнет, если университеты смогут проявить гибкость и обеспечить богатый и разнообразный опыт своим студентам во время обучения. Тем не менее, цифровые технологии полностью изменят манеру передачи знаний по средством различных образовательных приложений. Новые технологии также подтолкнут университеты к созданию новых партнерств с бизнесом по созданию и распространению контента, сертификации и коммерциализации результатов исследований.
Глобальная мобильность. Первая академическая Хартия - Constitutio Habita - была принята в 1058 году и гарантировала странствующим ученым право свободно перемещаться в целях образования. Академическая свобода получила сегодня новый виток развития с выходом Китая, Малазии и Южной Кореи на мировую арену среди самых привлекательных стран для иностранных студентов. В контексте глобальной мобильности появляется феномен академического бренда. Большое влияние на формирование подобного бренда оказывают открытые курсы в формате МУК. Другим современным трендом в этой связи можно назвать создание международных кампусов университетов за рубежом. На сегодняшний день в мире работает около 250 таких кампусов. Ожидается, что в ближайшие 10-15 лет будет сформирована небольшая группа элитных университетов - глобальных брендов. Очевидно, в нее войдут все те же университеты Лиги плюща и Оксбриджа. Однако, к ним могут присоединиться еще и университеты китайской Лиги “С9”, которые получают достаточно финансирования и государственной поддержки на то, чтобы достичь статуса глобального элитного университета.
Интеграция с промышленностью. Компании всегда были партнерами и клиентами университетов. Однако сегодня конкуренция между ними растет. Компании развивают предложения по стажировкам и обучению на производстве, создают свои собственные академии и образовательные отделы. В свою очередь, чтобы дать возможность своим студентам приобрести навыки, требуемые на рынке, университеты также обязаны предоставлять возможность получения первого рабочего опыта в реальном секторе. Коммерциализация исследований уже сейчас становится одним из ключевых источников финансирования научных разработок для многих университетов. Те университеты, которые смогут выстроить прочные отношения с промышленностью и бизнесом, получат конкурентные преимущества и останутся на плаву.
Описанные драйверы изменят ландшафт высшего образования в ближайшее десятилетие. Чтобы соответствовать веяниям времени, университетам придется адаптировать свои бизнес-модели, разработать и следовать четкой стратегии на своем целевом сегменте рынка студентов по удовлетворению их нужд и потребностей, развитию каналов маркетинга и предоставлению качественных образовательных и исследовательских программ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий