вторник, 4 сентября 2018 г.

Играть или зубрить?


Экономическое будущее страны зависит от того, насколько хорошо мы воспитываем и обучаем детей.  Как и в менеджменте, где пора сделать фундаментальный переход от системы управления сверху вниз к мотивации личной инициативы каждого сотрудника, в образовании также настал момент перехода от обучения к изучению. Книга “Новая культура обучения: культивирование воображения в мире постоянных перемен” Дугласа Томаса и Джона Сили Брауна раскрывает образование XXI века в новой системе координат. Книга стала бестселлером, рекомендованным для прочтения каждому педагогу. 

Современная модель образования построена на картезианском понимании обучения, которое можно описать фразой “я мыслю, значит я существую”, и которая подразумевает линейность в передаче знания от преподавателя ученику. Данная парадигма не совсем подходит для современного момента, когда ввиду появления и внедрения инноваций перед нами ставятся вопросы, требующие уникального ответа, не описанного ни в одном источнике. Ответы на такие вопросы могут находится только опытным путем через участие всех актеров образовательного процесса в создании знания. Томас и Браун вводят  социальную точку зрения на обучение: “мы участвуем, значит мы существуем”

По инициативе Президента Гарварда было проведено исследование, которое длилось 1 год и ставило задачей выяснить, какие факторы влияют на академический успех студента. Исследовательская группа пришла к весьма неожиданному заключению. Оказалось, что самым главным предсказателем успеха студента в Гарварде является его готовность формировать либо присоединяться к исследовательским группам. Второй пример, это компания Hewlett-Packard. Их эксперты выяснили, что те сотрудники, которые проявляют лидерские качества в работе исследовательских групп, с большей долей вероятности станут хорошими руководителями на уровне компании. 

Данные примеры показывают, что задача преподавателей - предоставить студенту активную роль в процессе получения знаний и дать ему возможность самостоятельно найти ответ на вопрос, то есть - самостоятельно создать знание. 

Речь идет о предпринимательском мышлении в обучении. Слово предпринимательский, в данном контексте, означает способность и заинтересованность постоянно искать новые подходы, новые ресурсы, которые позволят узнать что-то новое. Именно здесь инновационные технологии становиться незаменимыми помощниками преподавателя. Ведь, благодаря цифровой культуре, доступ к информации и новым идеям практически неограничен. 

Наш студент - это не только homo sapiens: человек мыслящий. Он еще и homo faber: человек творящий. Мы всегда понимали homo faber как человека, создающего новые вещи. В ситуации обучения - это новый контент. Но цифровая культура привнесла существенные изменения. Благодаря имеющимся технологиям, homo faber может создавать новый контекст. Изменяя контекст, он может менять и значение. Когда человек пишет текст и отсылает его редактору кого-либо издания, текст одобряется, проходит правки, публикуется. Это называется статья. Тот же самый человек помещает тот же самый текст в свой блог. Читатели мгновенно делятся ссылкой друг с другом, комментируют данный пост, при чем их комментарии всегда актуальны и аутентичны. Это уже разговор. Причем разговор, который одновременно происходит во всем мире, - совершенно иной контекст.

И вот у нас пошла игра. Мы меняем контенты, контексты, значения. На сцену выходит homo ludens - человек играющий. Человек, которому разрешено “играть” с информацией, пробовать различные подходы, концепции, инструменты, ошибаться, начинать сначала. 

Если мы сможем создать на своих занятиях баланс этих трех ролей, мы получим самых талантливых, самых счастливых, самых благодарных студентов. Чего я всем нам желаю в новом академическом году!

P.S. Возможно, рано или поздно все учебные занятия превратятся в игровые среды. Что же до ролевых социальных игр и живых квестов, то заниматься этим прямо сейчас на массовом уровне мешает только отсутствие традиции. Мы приглашаем Вас разобраться в новых форматах обучения и модернизации преподавательской деятельности на наших следующих мероприятиях:

Открытый онлайн-вебинар “Модернизация профессиональной деятельности ППС: инструменты, навыки, возможности” 25 сентября в 9:30 (местное время в Брюсселе). Регистрация открыта по ссылке: http://moderneducationinstitute.com/webinar

Очная программа повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава вузов “Модернизация профессиональной деятельности ППС: инструменты, навыки, возможности” 25 ноября - 1 декабря в Брюсселе. Регистрация открыта по ссылке: http://moderneducationinstitute.com/ppknov18BRU

Автор: Екатерина Царанок, Директор Modern Education & Research Institute

Комментариев нет:

Отправить комментарий