Критическое мышление гораздо шире логического анализа, поскольку оно подразумевает способность выходить за рамки нашего обычного способа мышления и действий, задаваться вопросами и на основании их интерпретации, думать и действовать по-другому. Критическое мышление - это попытка ответить на вопрос “почему?”
Мы говорим, что студенты развили компетентность “критическое мышления”, когда они интересуются природой вещей, анализируют свои собственные идеи, а также мысли, действия, суждения и оценки других людей.
У студентов сегодня беспрецедентный доступ к информации. По словам профессора Карла Фиша, за одну неделю чтения газеты «Нью-Йорк таймс» человек получает больше информации, чем люди в 18 веке за всю свою жизнь.
Журнал Forbes сообщает, что общее количество страниц, проиндексированных в Google, составляет более одного триллиона. Не обладая критическим мышлением, студентам сложно справиться с этим потоком весьма противоречивой информации.
Как же внедрить обучение критическому мышлению в академический процесс? Преимуществом данной компетенции является то, что для ее формирования нет необходимости в подручных материалах.
1. Начните с вопроса. Это должен быть не закрытый вопрос, который подразумевает ответ да или нет. Вопрос должен стать вызовом для студентов и подталкивать к поиску проблемы и решения. Не давайте им подсказок. Стимулируйте брэйнсторминг. Записывайте варианты ответов на доске. Этот метод рекомендовал профессор бизнес школы IESE в Испании Конор Нил в рамках одной из наших программ повышения квалификации для преподавателей вузов в Барселоне. Полный отчет о встрече с этим звездным преподавателем можно почитать по ссылке в чате: http://moderneducationinstitute.blogspot.com/2016/
Профессор Нил считает, что роль преподавателя - создавать такое напряжение, чтобы студенты выходили из зоны комфорта и знали, что не смогут этого избежать. Для успешного обучения необходимы изменения. А изменения не произойдут, если не возникнет дискомфортной ситуации.
2. Создайте информационную основу. Сложно мыслить критически, не располагая необходимой информацией. Учитывая, что информация уже не является редким ресурсом, целесообразно попросить студентов прочитать или просмотреть материал еще до начала занятия дома, а в аудитории только напомнить ключевые моменты и дать задание, основанное на поиске ответа с учетом данного материала.
3. Создайте свою страну. Это пример проектного задания, специфического для определенных дисциплин. Создание собственной страны или микро-нации подразумевает проведение предварительного исследования по истории, географии, политике, биологии и многих других дисциплин. Такое задание можно дать на несколько дней или даже недель. Оно прекрасно стимулирует ряд ключевых компетенций, включая и критическое мышление.
4. Умение работать с информацией. Часть формирования навыка критического мышления заключается в оценке того, какой информацией пользоваться, а какую отметать. Умение работать с информацией, быстро и качественно извлекать полезные факты для решения задач - ключевой навык. Мы рекомендуем ресурс по развитию данного навыка: Information Fluency http://globaldigitalcitizen.org/21st-century-fluencies/information-fluency. Это англоязычная платформа, что также полезно для развития языковых навыков.
5. Работа в группах. Профессор Эрик Мазура из Гарвардского Университета после прочтения лекции сам не отвечает на вопросы студентов. Он просит тех из них, кто понял, объяснить тем, кто не понял. По его собственным наблюдениям, а также по исследованиям ряда ученых, студенты лучше обучаются друг у друга, чем у преподавателей. Этот феномен был описан в 70х годах и получил название “проклятие знания”. Обучаясь друг у друга, студенты формируют ключевые навыки межличностного общения, лидерские качества и конечно же критическое мышление.
6. Решение задач. Задайте студентам индивидуальное задание. Оставьте ответ открытым настолько, насколько это возможно. Решение конкретной задачи или проблемы является отличным способом проработать критическое мышление. В нашей статье “5 советов звездного преподавателя Ричарда Милнера по выстраиванию отношений со студентами” (http://moderneducationinstitute.blogspot.com/2017/04/5.html), мы писали о рекомендации Ричарда Милнера задавать студентам задания, для выполнения которых они смогут задействовать свой личный опыт и сферу интересов, изучить проблемы как собственной семьи, так и региона, где студент живет. Что касается точных наук, задачи здесь могут основываться на данных, которые студенты должны сами собрать, к примеру, об экологических эффектах в их регионе, уровне бедности, преступности и тд. По опыту профессора, возможность привлечения собственного опыта в разы повысит мотивацию студентов к выполнению задания.
7. Ролевые игры. Ролевые игры являются превосходным методом развития критического мышления. Недаром актеры проводят уйму времени по изучению личности, характера, интересов, исторических особенностей эпохи своего героя, чтобы лучше вжиться в образ. Необходимость стать кем-то другим стимулирует не только критическое, аналитическое, но и креативное мышление. Дайте студентам задание, в котором существуют конфликтующие точки зрения, и попросите рассмотреть эти точки зрения с позиции разных исторических личностей. Задача студента - изучить ту персону, которая ему досталась, ее точку зрения на рассматриваемый вопрос, и учитывая личностные особенности данной персоны, представить точку зрения своему оппоненту. Апогеем задания может стать просьба героям выработать компромис.
8. Расставьте приоритеты. В любой дисциплине существуют возможности развития критического мышления. Сделайте это приоритетом своей методики преподавания. Постоянно задавайте открытые вопросы своим студентам и создавайте пространство для дискуссии даже, если она продлиться не долго. Рассматривайте формирование критического мышления как культуру своих занятий, а не как вид деятельности.
9. Проводите рефлексию. Каждый год в Государственном университете Стэфана Остина в Техасе проводиться “Неделя рефлексии”. Основная цель - помочь студентам задуматься над тем, что они выучили в течении этого года и как это изменило их самих. Студентам предлагается поразмышлять над тем, кто в университете оказал на них наибольшее влияние и что именно, связанное с этим человеком, повлияло на них. Каждый день в рамках этой недели студенты участвуют в различных видах деятельности, связанных с рефлексией, в сопровождении педагогов. Им предлагается задуматься над тем, как они видят свое развитие в разрезе результатов обучения по выбранной образовательной программе. Многие студенты сообщают, что после таких упражнений, они смотрят на свою учебу с совершенно другой стороны и получают дополнительную мотивацию учиться, так как начинают понимать, каким образом полученные знания могут быть полезны не только на занятиях, но и вне университета.
10. Лестница выводов. Это модель для принятия решений, разработанная профессорами Гарварда Крисом Аргирисом и Дональдом Шёном (https://www.pon.harvard.edu/daily/negotiation-skills-daily/the-ladder-of-inference-a-resource-list/). По сути, она помогает студентам остановиться и задуматься, какие данные они принимают во внимание при принятии решения, и в какой степени эти данные основаны на их прошлом опыте. Допущения делаются только на втором этапе принятия решения, потому что наш мозг автоматически задействует сначала те модели мышления, к которым мы уже прибегали в прошлом. Лестница выводов - это способ проверить, работают ли использованные нами в прошлом модели принятия решения в данной конкретной ситуации, либо же наши новые предположения все же верны.
11. За/за. Это способ мыслить гибко в противовес концепции за/против. Здесь предлагается рассмотреть позитивные характеристики двух различных идей. Вместо того, чтобы выбирать между двумя опциями, этот инструмент помогает создать третью возможность на основании позитивных элементов первых двух. Профессор Джейсон Уолт предлагает своим студентам провести брейнсторминг самых ужасных ресторанов всех времен. Записывает все идеи на доске. Затем предлагает студентам взять каждую негативную характеристику и объяснить, почему именно она делает ресторан самым лучшим в мире. Например, кто-то назвал отсутствие сидячих мест в качестве негативной характеристики. Однако, с другой точки зрения, в ресторан, где нет сидячих мест, может войти больше людей, они проведут там меньше времени, на их место скорее прийдут новые клиенты, обороты ресторана увеличатся. Другой негативной характеристикой стал ресторан под открытым небом. Перефразируем, ужин под звездами, - уже звучит весьма романтично. Используя это упражнение, студенты создавали новые названия, дизайны и рекламные компании для ресторанов. Был задействован целый спектр междисциплинарных навыков, как то: критическое и креативное мышление, коммуникационные и презентационные способности. Благодаря таким упражнениям, студенты перестают бояться или лениться думать.
Автор: Екатерина Царанок, Директор, Modern Education & Research Institute
Комментариев нет:
Отправить комментарий