вторник, 25 апреля 2017 г.

5 советов звездного преподавателя Ричарда Милнера по выстраиванию отношений со студентами

Автор: Екатерина Царанок, Директор Modern Education & Research Institute

Работа преподавателя, за которую ему платят зарплату, - учить. Но его роль гораздо шире преподавания предмета. Учитель создает атмосферу в аудитории, способствующую обучению, помогает студентам познать себя, увидеть и поверить в свои способности, развиться как личность. Он - пример для подражания, слушатель и персональный коуч. Все это важные воспитательные функции, без которых в век открытой и общедоступной информации посещать учебные заведения могло бы оказаться малоэффективным. 

Помимо специальной подготовки и врожденных дипломатических качеств, выстраивание отношений со студентами и поддержание контакта во время обучения и после является ключевым для выполнения всех перечисленных функций педагога. Ни один преподаватель не станет спорить с важностью межличностных отношений со студентами. Даже с теми, кто не относится к категории “любимчиков”, потому что ни те, ни другие никогда не покинут стен университетов. 

Если необходимость поддержания отношений со студентами понимают все, то как этого добиться, знают не многие. Спонтанным решением было бы “сдружиться” со студентами в соцсетях, что является хорошей идеей, но не во всех случаях. Вот 5 простых способов установить контакт со студентами в реальной жизни, которые рекомендует Ричард Милнер, профессор педагогики Питтсбургского Университа в своей книге “Начните сначала, но не оставайтесь там” (“Start Where You Are, But Don’t Stay There”,  Harvard Education Press, 2010).
  1. Дайте своим студентам возможность рассказать о себе. Зачастую преподаватели много говорят о студентах с их родителями или с коллегами, но очень мало уделяют времени общению непосредственно со студентами. Профессор Милнер предлагает смену ролей, когда студенты рассказывают, а преподаватель слушает и получает новую информацию не только от, но и о самих студентах. Знания об их взглядах, мечтах и предпочтениях помогут преподавателю так подбирать материал и примеры на лекциях, чтобы найти отклик в сердцах студентов и сделать занятия интересными для них. Профессор Милнер периодически проводит интервью со своими студентами и, когда читает профессиональную литературу и находит информацию, которой интересуется тот или иной студент, делится полезной ссылкой, поддерживая таким образом продолжительный контакт, основанный на общем интересе. 
  2. Задавайте студентам задания, для выполнения которых они смогут задействовать свой личный опыт и сферу интересов. Такие задания легко давать в гуманитарных дисциплинах в форме эссе или выпуска собственного журнала, но также и проектов, предполагающих изучение проблем как собственной семьи, так и региона, где студент живет. Что касается точных наук, задачи здесь могут основываться на данных, которые студенты должны сами собрать, к примеру, об экологических эффектах в их регионе, уровне бедности, преступности и тд.
  3. Позвольте студентам быть в центре внимания. Как правило, во время обсуждений преподаватель задает тему, направление и тон дискуссии. Но иногда полезно позволить студентам предлагать и обсуждать темы, которые они считают интересными для себя, делиться новостями своей жизни, жизни своего города. Профессор Милнер устраивает время от времени “разговор по душам” на своих занятиях. Студенты выступают с предложением тем, которые они хотели бы подготовить к обсуждению. Совместно выбираются самые удачные предложения. И хоть одобренные темы не всегда соответствуют материалу предмета, но значение таких сессий для развития личностных компетенций студентов сложно переоценить. Они учатся вырабатывать и формулировать собственную точку зрения, выстраивать линию контр-аргументации, наполнять  мысли содержанием, слушать и уважать чужое мнение. Такие упражнения важны для студентов, так как дают им право голоса и помогают почувствовать свою значимость. Они помогают также и преподавателям лучше понять, чем живут молодые люди. 
  4. Посещайте факультативные мероприятия, в которых участвуют ваши студенты. Это не всем очевидно, но студенты очень ценят, когда преподаватели поддерживают их в деятельности вне рамок академических занятий, жертвуя своим личным временем. Сам профессор Милнер вспоминает свою лучшую игру в местной футбольной команде в годы студенчества. На этот матч пришел его преподаватель. Так сильно футболист Милнер никогда не выкладывался, как во время этой игры. Не говоря уже о том, что уважение к данному преподавателю и его предмету выросло в разы. Даже через много лет после окончания университета именно этот преподаватель оставался примером для подражания профессора Милнера. Он убежден, что поддержка студентов в их вне-программной деятельности является обязанностью хорошего педагога.
  5. Знакомьтесь с условиями жизни своих студентов. Когда профессор Милнер учился в школе, а затем и в университете, некоторые из его преподавателей приходили на прием к его маме, которая была парикмахером. Хоть это и никогда не было целью визита, но во время стрижки они узнавали больше о жизни своего студента, а также делились с мамой наблюдениями о его академических успехах. Многие их советы, полученные через маму в салоне красоты, Милнеру удалось воплотить в жизнь и  стать первым педагогом афро-американского происхождения, получившим престижную премию Вандербильтского Университета, а также сделать блестящую карьеру. Его научные достижения были отмечены премиями Американского образовательного сообщества и Американского сообщества преподавателей высшей школы. 
Советы профессора Милнера легки в применении и не требует больших затрат времени.  Тем не менее их потенциал огромен, позволяя преподавателям лучше узнавать своих студентов, выстраивать отношения с ними, а также подбирать материал и давать инструкции, имеющие значение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий