среда, 10 октября 2018 г.

Тренды цифровых технологий в образовании - Часть 1


Цифровые технологии предоставляют возможность индивидуального, адаптированного, ускоренного и более эффективного обучения для большего количества студентов. В последующих нескольких постах предлагаем разобраться, какие же тренды, связанные с цифровыми технологиями, актуальны для сферы образования в этом году. Коль скоро мы рассматриваем тренды с точки зрения преподавателя, то в фокусе будет не сама технология, а, конечно же, студенты.

1. Вычислительное мышление

Вычислительное мышление больше не является концепцией, обсуждаемой только в компьютерных науках или на курсах по кодированию. Педагоги считают, что вычислительное мышление является междисциплинарным навыком, столь же актуальным на занятиях по иностранным языкам, сколь и на математике. 

Вычислительное мышление широко определяется как набор когнитивных навыков и способов решения проблем. Современные педагоги должны обладать навыками включения компонентов вычислительного мышления в свою преподавательскую практику, а именно: декомпозиция или разделение целого на части, обобщение, алгоритмическое мышление, оценка и абстракция - независимо от предметной области. Вместе эти шаги обучают студентов решать задачи с использованием рассуждений, творческого самовыражения, а также предлагают новый способ продемонстрировать знание контента.

Стивен Вольфрам, разработчик системы извлечения знаний WolframAlpha, считает, что вычислительное мышление будет ключом к успеху практически в любой профессии в будущем. Мы рекомендуем прочитать перевод статьи Стивена Вольфрама о том, как преподавать вычислительное мышление, здесь: https://habr.com/company/wolfram/blog/330102/

2. Профессиональное обучение

Профессиональное развитие - это уже устаревший термин. Профессиональное обучение - заменило профессиональное развитие. В чем же разница? 

Профессиональное развитие часто проводится в форме лекций или семинаров, которые призваны помочь преподавателям продолжать расти в своей карьере. Это формат пассивного обучения. Более того, профессиональное развитие традиционно ассоциируется с предоставлением информации, в то время, как мы знаем, что обучаться необходимо активно, на практике, с использованием инновационных методов и технологий. То есть, проблема профессионального развития связана с неактивным характером его предоставления.

Профессиональное обучение основано на тех же идеях и целях, что и профессиональное развитие. Однако здесь существенную роль играет модернизация, которая поощряет интерактивные стратегии обучения, а не пассивные методы развития. Интернет сделал возможным сотрудничество между преподавателями на глобальном уровне. Преподаватели создают мультинациональные онлайн сообщества, учатся и совершенствуются на опыте друг друга. 

Технология в преподавании - это, пожалуй, самый большой сдвиг в профессиональном обучении. В то время как профессиональное развитие подразумевает индивидуальный рост, профессиональное обучение видоизменяет эту идею до обучения преподавателей отвечать нуждам своих студентов. То есть, если в профессиональном развитии акцент ставится на преподавателя, то в профессиональном обучении фокус переносится на учащихся. Профессиональное обучение является дифференцированным, персонализированным, непрерывным, но также и весьма трудоемким для педагогов.

3. Дополненная, виртуальная и смешанная реальность

Виртуальная реальность - это созданный техническими средствами мир (объекты и субъекты), передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание.

Дополненная реальность, иногда ее называют улучшенная реальность, — это результат введения в поле восприятия любых сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружении и улучшения восприятия информации. Предположительно сам термин был введён инженером корпорации Boeing Томом Коделом в 1990 году. Уже тогда специалисты этой компании закрепляли на голове небольшие цифровые дисплеи, помогавшие им монтировать провода в самолёте.

Основной целью виртуальной реальности является создание своего цифрового мира максимально похожего на наш (хотя бы по физическим признакам), но этот мир всё же является смоделированным компьютером или другим устройством, т.е. по сути созданным человеком в цифровой среде с нуля. Дополненная же реальность лишь накладывает элементы искусственной реальности на наше окружение. Виртуальная реальность взаимодействует лишь с человеком, дополненная — ещё и с внешним миром.

Кроме этого, выделяют смешанную или гибридную реальность, которая объединяет виртуальную и дополненную, т.е. накладывает несуществующие виртуальные объекты на наше окружение.

Типичный пример смешанной реальности — функция приложения Гугл переводчик, которая в реальном времени переводит слова с одного языка на другой, тут же подбирая похожий шрифт.

Если раньше в дискуссии о дополненной, виртуальной и смешанной реальности речь шла об использовании того материала, который разработали другие, то современные цифровые технологии позволяют как преподавателям, так и студентам создавать обучающий контент в данных средах, используя свой творческий потенциал.

Во второй части данного поста мы рассмотрим еще три тренда цифровой культуры, которые являются актуальными для сферы образования. 


Автор: Екатерина Царанок, Директор Modern Education & Research Institute

Комментариев нет:

Отправить комментарий