четверг, 4 октября 2018 г.

Как, по Вашему мнению, можно повысить престиж профессии преподаватель?


Пришло время подвести итоги нашего опроса “Как, по Вашему мнению, можно повысить престиж профессии преподаватель?”, который мы объявили 26 сентября на платформе PollEverywhere.

Профессия преподавателя уникальна в том смысле, что ее результаты видны не сразу, а спустя годы, а иногда и десятилетия. Сдал студент экзамен на “хорошо” или “отлично”, не так важно, как то каким человеком он станет, благодаря своему образованию, и каких карьерных и финансовых высот достигнет. 

22% преподавателей, принявших участие в нашем опросе, считают основными факторами, способными повысить престиж их профессии - увеличение зарплаты и снижение дополнительной нагрузки, не относящейся непосредственно к преподаванию и исследованию. 

Примечательным является тот факт, что преподаватели в обществе считаются уважаемыми людьми ввиду их высокой степени компетентности, социальной необходимости и отвественности за воспитание будущих поколений. Однако, сама идея о том, что преподаватели достоины оплаты труда на уровне чиновников или бизнесменов, многим не представляется возможной. 

От преподавателя мы ожидаем не только передачу знаний, но и участие в жизни студента, развитии его личности, психологическую безопасность, эмпатию, помощь в решении личных проблем. Каждый день преподаватель играет десятки ролей. Его сравнивают с актером или скульптором - человеком творческой свободной профессии. Только реальной свободы у преподавателя мало. Это одна из самых бюрократичных работ с огромным количеством норм, руководств и указаний, что ограничивает возможность создавать дискуссионные платформы со студентами, задавать вопросы, получать ответы, проявлять инициативу и креативность. 

Отсутствие творческой свободы и достойной оплаты труда снижает ценность профессии преподавателя в глазах многих абитуриентов и делает ее лишь “вторым лучшим” выбором, менее престижным, чем инженер, врач, адвокат, менеджер.

Существует широко распространенное заблуждение в обществе, что преподаватели работают лишь несколько часов в день, отдыхают на выходных и наслаждаются длинными академическими каникулами. Мало кто принимает во внимание, что работа преподавателя не заканчивается, когда он покидает стены университета; что проверять домашние задания, вычитывать выпускные работы студентов, проводить собственное исследование приходится дома, а это затрудняет разделение личной и профессиональной жизни. Поэтому 13% опрошенных преподавателей считают необходимым создание позитивного образа профессии через сми, фильмы о преподавателях и через такие конкурсы, как “Лучший преподаватель вуза”. 

13% респондентов проголосовали за увеличение эффективного времени на отдых и восстановление. 

Стэнфордский университет провел сравнительный анализ систем школьного образования Финляндии и США (https://news.stanford.edu/news/2012/january/finnish-schools-reform-012012.html). Профессия учителя по престижу приравнивается в Финляндии к профессии врача или юриста. Из-за высоких требований к абитуриентам, получить место в педагогических вузах там сложнее, чем на медицинские специальности. Не удивительно, что финское школьное образование считается лучшим в мире. В нашем опросе 9% респондентов высказались за более строгий отбор при зачислении студентов педагогических специальностей в их странах. Еще 9% преподавателей считают необходимым провести модернизацию своей профессии. 

Личная ответственность преподавателя также была отмечена 9% респондентов. Сегодня уже не возможно строить отношения со студентами на основе авторитарности, дисбаланса, страха плохой оценки. Современные тренды в образовании основаны на активных методах вовлечения учащихся, субъективности, сотрудничестве между преподавателем и студентом. Не все преподаватели еще освоили данные активные методы и не принимают меняющийся характер взаимоотношений в аудитории, что снижает ценность профессии в глазах студентов. Ведь студенты уважают тех преподавателей, кто подает материал в увлекательной форме и мотивирует к обучению. 

Приглашаем преподавателей пройти программу повышения квалификации “Модернизация профессиональной деятельности ППС: инструменты, навыки, возможности”, которая стартует 25 ноября 2018 года в Брюсселе. Профессора ведущих бельгийских университетов поделятся личным опытом профессионализации своей деятельности и интеграции современных подходов и технологий в образовательный процесс. Подробная информация и регистрация на программу возможна на сайте программы:
http://moderneducationinstitute.com/ppknov18BRU

Автор: Екатерина Царанок, Директор Modern Education & Research Institute

Комментариев нет:

Отправить комментарий