Пришло время подвести итоги нашего опроса “Как, по Вашему мнению, можно повысить престиж профессии преподаватель?”, который мы объявили 26 сентября на платформе PollEverywhere.
Профессия преподавателя уникальна в том смысле, что ее результаты видны не сразу, а спустя годы, а иногда и десятилетия. Сдал студент экзамен на “хорошо” или “отлично”, не так важно, как то каким человеком он станет, благодаря своему образованию, и каких карьерных и финансовых высот достигнет.
22% преподавателей, принявших участие в нашем опросе, считают основными факторами, способными повысить престиж их профессии - увеличение зарплаты и снижение дополнительной нагрузки, не относящейся непосредственно к преподаванию и исследованию.
Примечательным является тот факт, что преподаватели в обществе считаются уважаемыми людьми ввиду их высокой степени компетентности, социальной необходимости и отвественности за воспитание будущих поколений. Однако, сама идея о том, что преподаватели достоины оплаты труда на уровне чиновников или бизнесменов, многим не представляется возможной.
От преподавателя мы ожидаем не только передачу знаний, но и участие в жизни студента, развитии его личности, психологическую безопасность, эмпатию, помощь в решении личных проблем. Каждый день преподаватель играет десятки ролей. Его сравнивают с актером или скульптором - человеком творческой свободной профессии. Только реальной свободы у преподавателя мало. Это одна из самых бюрократичных работ с огромным количеством норм, руководств и указаний, что ограничивает возможность создавать дискуссионные платформы со студентами, задавать вопросы, получать ответы, проявлять инициативу и креативность.
Отсутствие творческой свободы и достойной оплаты труда снижает ценность профессии преподавателя в глазах многих абитуриентов и делает ее лишь “вторым лучшим” выбором, менее престижным, чем инженер, врач, адвокат, менеджер.
Существует широко распространенное заблуждение в обществе, что преподаватели работают лишь несколько часов в день, отдыхают на выходных и наслаждаются длинными академическими каникулами. Мало кто принимает во внимание, что работа преподавателя не заканчивается, когда он покидает стены университета; что проверять домашние задания, вычитывать выпускные работы студентов, проводить собственное исследование приходится дома, а это затрудняет разделение личной и профессиональной жизни. Поэтому 13% опрошенных преподавателей считают необходимым создание позитивного образа профессии через сми, фильмы о преподавателях и через такие конкурсы, как “Лучший преподаватель вуза”.
13% респондентов проголосовали за увеличение эффективного времени на отдых и восстановление.
Стэнфордский университет провел сравнительный анализ систем школьного образования Финляндии и США (https://news.stanford.edu/news/2012/january/finnish-schools-reform-012012.html). Профессия учителя по престижу приравнивается в Финляндии к профессии врача или юриста. Из-за высоких требований к абитуриентам, получить место в педагогических вузах там сложнее, чем на медицинские специальности. Не удивительно, что финское школьное образование считается лучшим в мире. В нашем опросе 9% респондентов высказались за более строгий отбор при зачислении студентов педагогических специальностей в их странах. Еще 9% преподавателей считают необходимым провести модернизацию своей профессии.
Личная ответственность преподавателя также была отмечена 9% респондентов. Сегодня уже не возможно строить отношения со студентами на основе авторитарности, дисбаланса, страха плохой оценки. Современные тренды в образовании основаны на активных методах вовлечения учащихся, субъективности, сотрудничестве между преподавателем и студентом. Не все преподаватели еще освоили данные активные методы и не принимают меняющийся характер взаимоотношений в аудитории, что снижает ценность профессии в глазах студентов. Ведь студенты уважают тех преподавателей, кто подает материал в увлекательной форме и мотивирует к обучению.
Приглашаем преподавателей пройти программу повышения квалификации “Модернизация профессиональной деятельности ППС: инструменты, навыки, возможности”, которая стартует 25 ноября 2018 года в Брюсселе. Профессора ведущих бельгийских университетов поделятся личным опытом профессионализации своей деятельности и интеграции современных подходов и технологий в образовательный процесс. Подробная информация и регистрация на программу возможна на сайте программы:
http://moderneducationinstitute.com/ppknov18BRU
Автор: Екатерина Царанок, Директор Modern Education & Research Institute
Комментариев нет:
Отправить комментарий