воскресенье, 25 декабря 2016 г.

Как стать преподавателем международного уровня: 

10 советов от Конора Нила

Автор: Екатерина Царанок, Директор, Modern Education & Research Institute

Конор Нил - “звездный” профессор, предприниматель, автор методик и курсов по мастерству убеждения и ораторскому искусству. Помимо преподавания в IESE Business School, которая стоит в одном ряду в рейтингах с Insead и London School of Economics, он является основателем шести бизнесов и президентом испанского отделения международной Организации Предпринимателей. Профессор Нил стал одним из первых преподавателей, начавшим давать курсы через социальные сети. Его канал в Youtube насчитывает около 50 000 подписчиков и более 4 000 000 просмотров. 



1. Не давайте знания, создавайте ситуации, способствующие обучению


Даже дети сегодня прекрасно умеют пользоваться Google и Youtube. Когда им надо что-то узнать, они уже не спрашивает родителей, а берут в руки ipad и находят необходимую информацию. Точно также и в аудитории со студентами. Что может предложить преподаватель в мире, где знания можно получить в любом месте и в любое время? Таким образом, роль преподавателя трактуется по-новому: он должен создавать такое напряжение, чтобы студенты выходили из зоны комфорта и знали, что не смогут этого избежать. Для успешного обучения необходимы изменения. А изменения не произойдут, если не возникнет дискомфортный ситуации. 

На занятиях старайтесь создавать такое напряжение и такие дискуссии, которые люди не забудут до конца своих дней. Один из профессоров IESE Business School на программе MBA задавал своим студентам только один вопрос: в чем цель? Но цель чего: жизни, данного курса, данной лекции? Профессор не делал никаких замечаний и позволял дискуссии развиваться. Некоторых студентов такая неопределенность раздражала, другие наоборот включались в обсуждение с любопытством, что же произойдет дальше. Даже через много лет, встретив этого профессора, студенты интересуются, в чем же была цель?

2. Изучайте мотивацию слушателей

Конечная цель обучения - подготовить студентов к реалиям нашего мира. В бизнес школе обучают лидерству. Лидер - это тот, кто способен принимать решения в ситуации неизвестности, когда никто не может на 100% быть уверенным в своей правоте. У лидера нет времени размышлять, правильное ли он принял решение или нет. После того, как решение принято, все усилия концентрируются на его реализации. В IESE Business School  преподают кейсы. Однако проблемы, с которыми столкнуться студенты на практике - уникальны. Принимая решение, каждый человек руководствуется собственной мотивацией. Кто-то хочет преуспеть в бизнесе, потому что любит своих родителей, кто-то  - потому что их ненавидит, кто-то хочет стать богаче друга и так далее. Старайтесь понять мотивацию студентов, приходящих на ваши курсы. 


3. Задача преподавателя - не знать ответы, а задавать тяжелые вопросы

В Лондонской школе бизнеса работал профессор Чарлз Хэнди. Он рассматривал университет в перевернутом виде. В его теории, преподаватели - это те, кто на самом деле чему-то учиться, а настоящими учителями выступают студенты. Задача преподавателя - не предоставлять информацию и не давать инструкции. Если, к примеру, к вам обратился студент с вопросом: “Во сколько начинается занятие?” - не помогайте ему, давая точный ответ. У этого студента есть интернет, расписание лекций, сокурсники. Скажите, что тоже не знаете. Ваша задача - не знать ответы. Ваша задача - задавать тяжелые вопросы.


4. Не решайте за студентов их проблемы

Представьте, что, к примеру, отец забирает свою дочь из школы каждый день в одно и тоже время в течении 5 лет. Однажды, выйдя из класса, она его не обнаружит. Как она отреагирует? Подготовил ли отец ее к жизни? Есть много родителей, которые всегда приходят в школу забирать своих детей строго к окончанию занятий и никогда не опаздывают. Делают ли они это для своих детей? Нет. Они делают это ради удовлетворения своего эго примерного родителя. Так и некоторые учителя - учат для самоудовлетворение, а не для того, чтобы помочь студентам расти. Решая проблемы за других, мы не помогаем их развитию. 

Обучение должно быть как подъем в гору. Если вы видите надвигающийся шторм, но все же принимаете решение идти в гору, вам придется столкнуться с очень неприятными последствиями. Учите студентов думать о последствиях. Если студент предупреждает вас, что не подготовил презентацию к занятию, не проблема, но вызовите его отвечать все равно. Студент на долго запомнит этот опыт и больше не придет неподготовленным. Также этот опыт окажется поучительным и для остальных студентов в группе, ведь никому не захочется разделить такую незавидную участь и все начнут тщательно готовиться к занятию. Это и есть настоящее обучение. 


5. Стройте собственный брэнд

В бизнес школе IESE образцом идеального преподавателя является профессор по глобальным стратегиям Гемават Панкаж. Он получил степень доктора в 22 года и стал самым молодым профессором Гарвардской школы бизнеса. Результаты его исследований публикуются в ведущих международных журналах, он составляет кейсы для обучения на основе реальных ситуаций компаний и путей их решения, каждые два-три года у него выходят книги, он участвует в конференциях по всему миру и считается выдающимся оратором. Панкаж построил собственный брэнд и зарабатывает дополнительно на консалтинговой деятельности и участии в конференциях. Благодаря таким профессорам, как Панкаж, в университете создается академическое сообщество “звездных” преподавателей, когда быть частью этого сообщества гораздо выгоднее для личностного роста, чем вне его.  


6. Постоянно обучайтесь обучать

Английская пословица гласит: кушай яблоко в день, и доктор не понадобится (An apple a day – keeps the doctor away). Известный американский предприниматель и автор деловых книг Джим Рон предлагает задуматься, что будет, если съедать по пончику в день вместо яблока. Через день или два ничего не произойдет. Даже через месяц и через год ничего не произойдет. Однако, через 10 лет здоровье может серьезно пошатнуться. Таким образом, чтобы оставаться в форме, надо ежедневно выполнять одну и ту же процедуру - съедать яблоко. Так же и во всех остальных сферах, в которых мы хотим преуспеть. 

Каждый преподаватель знает, что всегда можно использовать прошлогодний материал. Но я все же лучшим, что можно сделать в профессии - это быть профессионалом на максимуме своих возможностей. Молодым людям необходимо хотя бы раз в жизни встретить того, кто разглядит их потенциал. Каждый из преподавателей имеет шанс перевернуть чью-то жизнь. 


7. Делайте личное общение с вами увлекательным

Профессор Нил делится советом, который в свое время получил от одного писателя: когда пишешь книгу, наполняй ее темами, на которые не хочешь больше говорить, - прибереги интересные факты для личного общения. Такой же совет поможет и преподавателям: наполняйте социальные сети надоевшими вам темами, но делайте свои аудиторные лекции интересными для вас. Будьте эгоистичны. Те вопросы, которые вас увлекают и ответы на которые вы не можете найти, приберегите для занятий со студентами, каждый из которых становится для вас дополнительным источником информации.

8. Публикуйте результаты исследований

Во всем академическом мире имеют вес количество и качество научных публикаций. Youtube не является источником информации, подлежащим экспертной оценке. Таким образом, большое количество подписчиков вашего канала не добавит вам авторитет в международной научной среде. Качество преподавания в совокупности с практическим опытом преподавательского состава и наличием публикаций в авторитетных научных изданиях отличают обычные учебные заведения от университетов премиум-класса, способных конкурировать на международном уровне.

9. Станьте узнаваемым

Использование современных средств коммуникации позволяет стать более узнаваемым. Многие разговоры профессора Нила с незнакомыми людьми завязываются через обсуждение его статей в блоге. Новые студенты приходят на его курсы, потому что видели его выступления в TEDx. Youtube канал Конора Нила имеет больше подписчиков, чем канал университета. IESE публикует сюжеты разных преподавателей, на разные темы и на разных языках. Для увеличения популярности в соц сетях профессор советует выкладывать информацию только на одну тему и на одном  языке. Не удивляйте людей! 


10. Не стремитесь к славе


Стимулом к росту для профессора Нила служит работа в аудитории перед студентами. Онлайн преподавание может принести славу и сделать лектора знаменитым. Например, у канадской звезды Джастина Бибера миллиард поклонников и ни одного друга. Количество подписчиков и просмотров в социальных сетях являются лишь мерками тщеславия. Ни один подписчик не придет к вам на помощь в тяжелой ситуации. А если и придет, то ради того, чтобы сделать селфи. Если вы хотите в старости быть окруженными людьми, с которыми будет интересно поговорить, принимайте участие в жизни своих студентов, делитесь с ними опытом, поддерживайте в сложных ситуациях, помогайте найти работу. Идти к славе приятно, но не жертвуйте живым общением с близкими людьми ради известности.

1 комментарий: