четверг, 21 ноября 2019 г.

Может ли образование быть токсичным?

Выступая на форуме Атомэко 2019 в Венгрии, я говорила об экологических аспектах атомной энергетики. Под экологией мы обычно понимаем состояние природной биологической среды. Но это узкое понимание.

Сегодня все чаще мы слышим такие выражения, как:
➮ экология мышления
➮ экология мировоззрения
➮ экология взаимоотношений
➮ экология культуры
➮ экология цифрового благополучия
и так далее.

Сохранение духовной, культурной, нравственной среды обитания человека - дело не менее серьезное, чем сохранение среды биологической. Дмитрий Сергеевич Лихачев считал, что между ними нет пропасти. 

В 1970х годах ученые стали применять концепцию экологичности к человеческому развитию. В 1980х годах начали всерьез говорить об экологии образования. Человек обладает огромным потенциалом изменения существующих социальных структур, практик и идей. Но сделать он это может только в исторически сложившейся физической экологии. 

В отличие от обучения как социального ритуала по передаче знаний, ценностей и традиций, экологичное образование направлено на личностный рост студента. Таким образом, образование - это сложная динамичная экологическая система, гибкая, в зависимости от общества и материального контекста. 

Одной из частей данной системы является экологичное преподавание, изучению которого посвящена значительная часть деятельности Modern Education & Research Institute. Для того, чтобы образование стало токсичным, достаточно пренебречь хотя бы одним компонентом экосистемы, например перестать удовлетворять личные нужды и потребности педагогов. Причем здесь можно говорить даже о базовых потребностях, как безопасность, чистый воздух в аудитории, наличие пространства, достаточного для творческого процесса и рекреации.

Нарушение каких частей экосистемы образования вы считаете фатальными для его экологичности? 

Автор: Екатерина Царанок - директор Modern Education & Research Institute

Комментариев нет:

Отправить комментарий