вторник, 16 октября 2018 г.

Тренды цифровых технологий в образовании - Часть 2


В современном мире цифровые устройства и технологии повсеместно проникли в социальную и профессиональную жизнь людей. Образование не стало исключением. В данном посте рассмотрим следующие три тренда цифровых технологий 2018 года, которые могут помочь подготовить студентов к жизни в цифровом мире.


1. Искусственный интеллект

Использование виртуальной реальности в преподавании иностранных языков, астрономии, истории, искусства, медицины и прочих дисциплин находится пока еще на начальном этапе развития. Приложения, девайсы и видео, позволяющие использовать виртуальную реальность в образовании дорогие и малодоступные. Инновация Google - Google Cardboard позволила значительно сократить затраты и сделать технологию более понятной для использования. Цифровые голосовые помощники, такие как Alexa и Echo, пробились в образовательные аудитории, и преподаватели просто раскрывают способы их использования. Даже эти весьма примитивные устройства искусственного интеллекта уже могут помочь студентам достичь более высоких уровней обучения и мышления, ведь они, как минимум, позволяют практиковать вопросы и думать вслух.

Общеизвестно, что изучать иностранные языки легче в соответствующей языковой среде.  Изучать анатомию - на настоящем теле. Почвы - на месте их обнаружения. Виртуальная реальность поможет переместить студента в ту или иную страну, внутренний орган или даже на другую планету. Учитывая огромный потенциал виртуальной реальности в преподавании широкого круга предметов, все больше университетов начнут изучать и внедрять данную инновацию.

2. Глобальное обучение

Концепция глобального обучения не нова. Что нового в этой теме сейчас, так это уровень зрелости, которого она достигла, поскольку все больше и больше педагогов понимают ценность обучения в глобальном контексте. Преподаватели, университеты и правительства многих стран через специальные программы поощряют студентов, участвующих в проектах международного сотрудничества, от обмена студентами, до участия в международных конференциях и совместных исследовательских проектах. Зачем? Потому что, как говорит педагог Мали Бикли, глобальное обучение позволяет учащимся и преподавателям использовать возможности технологии для построения и развития отношений со своими сверстниками по всему миру для решения сложных и важных проблем. Студенты, участвующие в глобальном обучении, заняты в совместных проектах, таких как нехватка продовольствия, изменение климата, кризис беженцев и детский труд.

3. Использование стандартов ISTE

Международное общество технологий в образовании (ISTE) - американская некоммерческая организация - разрабатывает и публикует стандарты о навыках и знаниях, необходимых в эпоху цифровых технологий для студентов, преподавателей, руководителей образовательных организаций. Этими стандартами руководствуется более 100000 образовательных учреждений и компаний - корпоративных членов ISTE, включая такие компании как Adobe, Apple, Lego Education, Canon, Google, Microsoft.  

Стандарты ISTE для студентов и преподавателей, о которых мы будем говорить в последующих постах, описывают конкретные роли, которые студенты и преподаватели должны быть готовы  выполнять в цифровом обществе знаний. Студенческие стандарты закладывают основу для формирования ответственных учащихся, цифровых граждан, конструкторов знаний, инновационных дизайнеров, компьютерных мыслителей, творческих коммуникаторов и глобальных соавторов, в то время как стандарты для преподавателей являются дорожной картой по тому, как преподавателю стать учащимся, лидером, соавтором, дизайнером, фасилитатором, аналитиком. Зная те роли, которые им готовит цифровая культура, и студенты, и преподаватели могут быстрее приступить к их успешной реализации.


Автор: Екатерина Царанок, Директор Modern Education & Research Institute

среда, 10 октября 2018 г.

Тренды цифровых технологий в образовании - Часть 1


Цифровые технологии предоставляют возможность индивидуального, адаптированного, ускоренного и более эффективного обучения для большего количества студентов. В последующих нескольких постах предлагаем разобраться, какие же тренды, связанные с цифровыми технологиями, актуальны для сферы образования в этом году. Коль скоро мы рассматриваем тренды с точки зрения преподавателя, то в фокусе будет не сама технология, а, конечно же, студенты.

1. Вычислительное мышление

Вычислительное мышление больше не является концепцией, обсуждаемой только в компьютерных науках или на курсах по кодированию. Педагоги считают, что вычислительное мышление является междисциплинарным навыком, столь же актуальным на занятиях по иностранным языкам, сколь и на математике. 

Вычислительное мышление широко определяется как набор когнитивных навыков и способов решения проблем. Современные педагоги должны обладать навыками включения компонентов вычислительного мышления в свою преподавательскую практику, а именно: декомпозиция или разделение целого на части, обобщение, алгоритмическое мышление, оценка и абстракция - независимо от предметной области. Вместе эти шаги обучают студентов решать задачи с использованием рассуждений, творческого самовыражения, а также предлагают новый способ продемонстрировать знание контента.

Стивен Вольфрам, разработчик системы извлечения знаний WolframAlpha, считает, что вычислительное мышление будет ключом к успеху практически в любой профессии в будущем. Мы рекомендуем прочитать перевод статьи Стивена Вольфрама о том, как преподавать вычислительное мышление, здесь: https://habr.com/company/wolfram/blog/330102/

2. Профессиональное обучение

Профессиональное развитие - это уже устаревший термин. Профессиональное обучение - заменило профессиональное развитие. В чем же разница? 

Профессиональное развитие часто проводится в форме лекций или семинаров, которые призваны помочь преподавателям продолжать расти в своей карьере. Это формат пассивного обучения. Более того, профессиональное развитие традиционно ассоциируется с предоставлением информации, в то время, как мы знаем, что обучаться необходимо активно, на практике, с использованием инновационных методов и технологий. То есть, проблема профессионального развития связана с неактивным характером его предоставления.

Профессиональное обучение основано на тех же идеях и целях, что и профессиональное развитие. Однако здесь существенную роль играет модернизация, которая поощряет интерактивные стратегии обучения, а не пассивные методы развития. Интернет сделал возможным сотрудничество между преподавателями на глобальном уровне. Преподаватели создают мультинациональные онлайн сообщества, учатся и совершенствуются на опыте друг друга. 

Технология в преподавании - это, пожалуй, самый большой сдвиг в профессиональном обучении. В то время как профессиональное развитие подразумевает индивидуальный рост, профессиональное обучение видоизменяет эту идею до обучения преподавателей отвечать нуждам своих студентов. То есть, если в профессиональном развитии акцент ставится на преподавателя, то в профессиональном обучении фокус переносится на учащихся. Профессиональное обучение является дифференцированным, персонализированным, непрерывным, но также и весьма трудоемким для педагогов.

3. Дополненная, виртуальная и смешанная реальность

Виртуальная реальность - это созданный техническими средствами мир (объекты и субъекты), передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание.

Дополненная реальность, иногда ее называют улучшенная реальность, — это результат введения в поле восприятия любых сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружении и улучшения восприятия информации. Предположительно сам термин был введён инженером корпорации Boeing Томом Коделом в 1990 году. Уже тогда специалисты этой компании закрепляли на голове небольшие цифровые дисплеи, помогавшие им монтировать провода в самолёте.

Основной целью виртуальной реальности является создание своего цифрового мира максимально похожего на наш (хотя бы по физическим признакам), но этот мир всё же является смоделированным компьютером или другим устройством, т.е. по сути созданным человеком в цифровой среде с нуля. Дополненная же реальность лишь накладывает элементы искусственной реальности на наше окружение. Виртуальная реальность взаимодействует лишь с человеком, дополненная — ещё и с внешним миром.

Кроме этого, выделяют смешанную или гибридную реальность, которая объединяет виртуальную и дополненную, т.е. накладывает несуществующие виртуальные объекты на наше окружение.

Типичный пример смешанной реальности — функция приложения Гугл переводчик, которая в реальном времени переводит слова с одного языка на другой, тут же подбирая похожий шрифт.

Если раньше в дискуссии о дополненной, виртуальной и смешанной реальности речь шла об использовании того материала, который разработали другие, то современные цифровые технологии позволяют как преподавателям, так и студентам создавать обучающий контент в данных средах, используя свой творческий потенциал.

Во второй части данного поста мы рассмотрим еще три тренда цифровой культуры, которые являются актуальными для сферы образования. 


Автор: Екатерина Царанок, Директор Modern Education & Research Institute

четверг, 4 октября 2018 г.

Как, по Вашему мнению, можно повысить престиж профессии преподаватель?


Пришло время подвести итоги нашего опроса “Как, по Вашему мнению, можно повысить престиж профессии преподаватель?”, который мы объявили 26 сентября на платформе PollEverywhere.

Профессия преподавателя уникальна в том смысле, что ее результаты видны не сразу, а спустя годы, а иногда и десятилетия. Сдал студент экзамен на “хорошо” или “отлично”, не так важно, как то каким человеком он станет, благодаря своему образованию, и каких карьерных и финансовых высот достигнет. 

22% преподавателей, принявших участие в нашем опросе, считают основными факторами, способными повысить престиж их профессии - увеличение зарплаты и снижение дополнительной нагрузки, не относящейся непосредственно к преподаванию и исследованию. 

Примечательным является тот факт, что преподаватели в обществе считаются уважаемыми людьми ввиду их высокой степени компетентности, социальной необходимости и отвественности за воспитание будущих поколений. Однако, сама идея о том, что преподаватели достоины оплаты труда на уровне чиновников или бизнесменов, многим не представляется возможной. 

От преподавателя мы ожидаем не только передачу знаний, но и участие в жизни студента, развитии его личности, психологическую безопасность, эмпатию, помощь в решении личных проблем. Каждый день преподаватель играет десятки ролей. Его сравнивают с актером или скульптором - человеком творческой свободной профессии. Только реальной свободы у преподавателя мало. Это одна из самых бюрократичных работ с огромным количеством норм, руководств и указаний, что ограничивает возможность создавать дискуссионные платформы со студентами, задавать вопросы, получать ответы, проявлять инициативу и креативность. 

Отсутствие творческой свободы и достойной оплаты труда снижает ценность профессии преподавателя в глазах многих абитуриентов и делает ее лишь “вторым лучшим” выбором, менее престижным, чем инженер, врач, адвокат, менеджер.

Существует широко распространенное заблуждение в обществе, что преподаватели работают лишь несколько часов в день, отдыхают на выходных и наслаждаются длинными академическими каникулами. Мало кто принимает во внимание, что работа преподавателя не заканчивается, когда он покидает стены университета; что проверять домашние задания, вычитывать выпускные работы студентов, проводить собственное исследование приходится дома, а это затрудняет разделение личной и профессиональной жизни. Поэтому 13% опрошенных преподавателей считают необходимым создание позитивного образа профессии через сми, фильмы о преподавателях и через такие конкурсы, как “Лучший преподаватель вуза”. 

13% респондентов проголосовали за увеличение эффективного времени на отдых и восстановление. 

Стэнфордский университет провел сравнительный анализ систем школьного образования Финляндии и США (https://news.stanford.edu/news/2012/january/finnish-schools-reform-012012.html). Профессия учителя по престижу приравнивается в Финляндии к профессии врача или юриста. Из-за высоких требований к абитуриентам, получить место в педагогических вузах там сложнее, чем на медицинские специальности. Не удивительно, что финское школьное образование считается лучшим в мире. В нашем опросе 9% респондентов высказались за более строгий отбор при зачислении студентов педагогических специальностей в их странах. Еще 9% преподавателей считают необходимым провести модернизацию своей профессии. 

Личная ответственность преподавателя также была отмечена 9% респондентов. Сегодня уже не возможно строить отношения со студентами на основе авторитарности, дисбаланса, страха плохой оценки. Современные тренды в образовании основаны на активных методах вовлечения учащихся, субъективности, сотрудничестве между преподавателем и студентом. Не все преподаватели еще освоили данные активные методы и не принимают меняющийся характер взаимоотношений в аудитории, что снижает ценность профессии в глазах студентов. Ведь студенты уважают тех преподавателей, кто подает материал в увлекательной форме и мотивирует к обучению. 

Приглашаем преподавателей пройти программу повышения квалификации “Модернизация профессиональной деятельности ППС: инструменты, навыки, возможности”, которая стартует 25 ноября 2018 года в Брюсселе. Профессора ведущих бельгийских университетов поделятся личным опытом профессионализации своей деятельности и интеграции современных подходов и технологий в образовательный процесс. Подробная информация и регистрация на программу возможна на сайте программы:
http://moderneducationinstitute.com/ppknov18BRU

Автор: Екатерина Царанок, Директор Modern Education & Research Institute

понедельник, 1 октября 2018 г.

Цифровые технологии для профессионального обучения


В современном мире цифровые устройства и технологии повсеместно проникли в социальную и профессиональную жизнь людей. Каковы последствия цифровой трансформации для образования, особенно профессионального образования? Как новые технологии могут помочь подготовить специалистов к жизни в цифровом мире?

Задача преподавателей сегодня, не только собрать и предоставить актуальные знания о возможностях и вызовах современности, но самое важное, - помочь студентам развить компетенции для новых рабочих мест, которые даже и не существуют сегодня.

Инновации требуют, чтобы высшие учебные заведения адаптировали свое преподавание и обучение. Предоставление актуальных знаний о новых возможностях в формате онлайн является обязательным атрибутом для любой учебной программы, особенно профессионального образования. Новые технологии трансформируют учебный процесс.

Новые научные открытия, технологические изменения, появление инновационных сфер деятельности происходят таким беспрецедентным темпом, что обучение в течении всей жизни становится уже не выбором, а моральным императивом. 

«Навыки - это то, что повышает прибыльность», - утверждает Дэвид Листер, член совета директоров платформы по инновационным навыкам Великобритании. В работе данной платформы участвуют представители промышленности и правительства. Их цель - развить необходимые  цифровые навыки у граждан Великобритании для стимуляции экономического роста. Дэвид Листер обращает внимание на тот факт, что из всех выпускников технологических университетов, 12% остаются безработными уже через шесть месяцев после окончания учебы. Таким образом, можно еще раз убедиться в существовании разрыва между теми навыками и компетенциями, которые нужны в реальном секторе, и тем, что система традиционного образования может предложить.

Поэтому и необходимо постоянно пополнять копилку знаний и умений через участие в  курсах дистанционного и онлайн обучения, MOOC, виртуальных учебных средах. Это форматы, которые позволяют сделать занятия гибкими, привлекательными и более адаптированными для нужд учащихся. Больше не требуется, чтобы студенты находились в аудитории. Они могут смотреть лекции в видеоформате, когда и где бы они ни находились. Современные обучающие платформы позволяют студентам и преподавателям взаимодействовать друг с другом, загружать и скачивать учебные материалы, выполнять задания онлайн и многое другое.

Обучение становится путешествие в мир увлекательных знаний и новых редких навыков. В центре этого путешествия - студент. А преподаватели выполняют роль проводников, фасилитаторов, помощников. 

Современный тренд непрерывного образования свидетельствует о том, что понятие профессионального развития уходит на второй план. Актуальным сегодня является профессиональное обучение. В чем же разница? 

Профессиональное развитие часто имеет форму традиционных лекций или семинаров, которые призваны помочь специалистам продолжать расти в своей карьере. Это формат пассивного обучения, который ассоциируется со скучными лекции и потерей времени. Более того, профессиональное развитие традиционно проходит в форме  предоставления информации, в то время, как мы знаем, что обучаться необходимо активно, на практике, с использованием инновационных методов и онлайн технологий. То есть, проблема профессионального развития связана с неактивным характером его предоставления.

Профессиональное обучение базируется на тех же идеях и целях, что и профессиональное развитие. Однако существенную роль при этом играют активные и интерактивные стратегии обучения, а не пассивные методы развития.

По статистике Ассоциации компаний в сфере компьютерных технологий CompTIA, использование цифровых технологий и методов в образовании позволяет сократить время на понимание и усвоение материала до 50% и увеличить срок удержания информации до 75%.

Мы предлагаем вам рассмотреть более подробно различные онлайн платформы и технологии, которые сделают ваше преподавание более современным и профессиональным, на нашей следующей программе повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава вузов “Модернизация профессиональной деятельности ППС: инструменты, навыки, возможности”, которая стартует 25 ноября в Брюсселе. Регистрация и дополнительная информация доступны по ссылке: 
http://moderneducationinstitute.com/ppknov18BRU


Автор: Екатерина Царанок, Директор Modern Education & Research Institute

среда, 26 сентября 2018 г.

Отчет о проведении вебинара “Модернизация профессиональной деятельности ППС: инструменты, навыки, возможности”

Modern Education & Research Institute провел вебинар о модернизации профессиональной деятельности для профессорско-преподавательского состава вузов. В вебинаре приняли участие более 30 университетов из 5 стран.

В современном мире цифровые устройства и технологии повсеместно проникли в социальную и профессиональную жизнь людей. Каковы последствия цифровой трансформации для высших учебных заведений? Как новые технологии могут помочь подготовить студентов к жизни в цифровом мире? Ведь задача преподавателей, не только собрать и предоставить актуальные знания о возможностях и вызовах технологий, но самое важное, помочь студентам развить цифровые компетенции для новых рабочих мест, которые даже еще не существуют сегодня.

Цифровой мир требует, чтобы высшие учебные заведения адаптировали свое преподавание и обучение. По сведениям платформы по цифровым навыкам Великобритании, из всех выпускников технологических университетов, 12% остаются безработными уже через шесть месяцев после окончания учебы. Этот факт еще раз доказывает наличие цифрового разрыва между тем, что нужно промышленности, и тем, что университеты могут предложить. Здесь цифровые технологии и могут предоставить решение, которое способно революционизировать высшее образование.


В рамках вебинара были рассмотрены:
  • платформы по персонализированному обучению для высшего образования с использованием технологий образовательной аналитики и адаптивного обучения;
  • инструменты оценки активности студентов во время лекционных занятий; 
  • новый подход к обучению learning journey и WOW Room; 
  • образовательные тренды, связанные с использованием технологий в образовании; 
  • стандарты Международного общества технологий в образовании ISTE по изменению ролей в цифровой культуре для студентов, преподавателей и руководства образовательных учреждений; 
  • сценарии профессионального развития педагога, не проводящего модернизацию своей деятельности.

Новые образовательные технологии делают обучение более эффективным, особенно, что касается точных и технических наук. По статистике Ассоциации компаний в сфере компьютерных технологий CompTIA, использование новых технологий в образовании позволяет сократить время на понимание и усвоение материала до 50% и увеличить срок удержания информации до 75%.

Тем не менее, вместе с технологией в нашу жизнь приходят не только выгоды, но и социальные риски. Согласно отчету McKinsey, 45% рабочих мест можно будет полностью автоматизировать, использую текущие технологии. По статистике Оксфордского Университета, 47% сотрудников США окажутся под угрозой увольнения в ближайшие 15 лет. Также и для преподавателей, не осуществляющих модернизацию своей деятельности, риск потерять работу в ближайшие 10-15 лет очень высок. 

Несмотря на то, что использование цифровых технологий и инициатив в образовании все еще находятся на ранней стадии развития, этот тренд будет только расти в последующие годы, поскольку спрос на инновационные образовательные программы увеличивается, а удобные для пользователя технологии становятся более доступными и широко распространенными.

Modern Education & Research Institute объявил об инициативе для преподавателей по созданию сообщества, благодаря которому они будут модернизировать свою деятельность, делиться собственным опытом в освоении новых компетенций и поддерживать друг друга в достижении практических результатов. 

Старт данного сообщества пройдет в формате открытой программы повышения квалификации, в которой может принять бесплатное участие каждый преподаватель - член MERI. Ценностью присоединения к данному сообществу является не только престижный сертификат европейского образца на 72 академических часа, но самое главное - это те изменения которые произойдут сознании участников проекта, получение истинной мотивации и осуществление конкретных шагов к новому развитию профессиональной траектории. Заявку на участие в открытой программе повышения квалификации можно оставить по ссылке нашем сайте: ru.moderneducationinstitute.com 
Ждем Вас на нашем следующем открытом вебинаре "Участие в международных проектах и получение финансирования через гранты Европейской Комиссии", который запланирован на 30 октября 2018 года! Регистрация по ссылке: moderneducationinstitute.com/webinar 

Modern Education & Research Institute оказывает поддержку преподавателям и администрации университетов в модернизации их деятельности через внедрение современных подходов к высшему образованию в глобальном контексте, а также в распознавании и своевременной адаптации к изменениям мировой социальной и академической среды.

Канал Telegram: Modern Education and Research Institute (https://t.me/joinchat/IiZGuw7uG_L0-7Oee55PqA). Канал является открытым и предназначен для обмена новостями, наилучшими практиками в модернизации преподавания и обучения, поиска партнеров для совместного участия в европейских программах, а также для обсуждения сотрудничества по широкому спектру проектов.

четверг, 13 сентября 2018 г.

“Преподаватель” звучит гордо?

Преподаватель - это, безусловно, одна из самых важных профессий в нашем обществе. Однако, ее статус и привлекательность в последние десятилетия систематически падают. В Католическом университете города Лювен-ля-Неф, профессор Ксавьер Думей проводит исследование на средства гранта Европейского Совета по Исследованиям (ERC) по изучению культурных и институциональных преобразований, которые привели к такому “кризису профессии”.

За последние 20 лет наблюдаются высокие темпы ухода преподавателей из профессии вскоре после начала работы в университете или школе. Наряду с нехваткой преподавательских кадров в целом, это стало серьезной проблемой во многих образовательных системах по всему миру. Согласно недавним исследованиям, данное положение дел отражает снижение экономического и социального статуса профессии. Одной из основных причин, по мнению исследователей, является увеличение рабочих обязанностей и менее благоприятные условия труда по сравнению с другими профессиями, в частности с точки зрения объема рабочей нагрузки и заработной платы.

Парадокс ситуации заключается в том, что преподаватели сегодня имеют более высокий уровень профессиональной подготовки и квалификации, чем даже 10 лет назад. Тем не менее, системы образования многих стран сталкиваются со сложностями в привлечении и удержании наиболее квалифицированных кадров. Многие преподаватели приходят в профессию после построения карьеры в другой сфере либо из-за чистой потребности хоть в каком-то заработке. Таким образом, преподавательские кадры сегодня очень разнообразные, с точки зрения входных путей в профессию, уровня квалификации и условий труда.

В своем исследовании, профессор Думай отмечает своеобразность такого положения дел, особенно, принимая во внимание, что системы образования складывались в XIX веке с целью воспитания граждан, а также строительства нации и национальных институтов.

Ввиду исследования профессора Думей, можно утверждать, что описанные проблемы являются общими для многих стран, создавая таким образом глобальное пространство для модернизации данной профессии, ведь политика в области образования плотно связана с человеческим капиталом и экономической конкурентоспособностью страны.

Цифровая культура, которая заняла прочное место в нашей повседневной профессиональной жизни, открыла новые возможности для людей с педагогическими специальностями. Во-первых, расширился пласт учащихся за счет так называемых “нетрадиционных” студентов, которые никогда не рассматривались системой образования в качестве потенциальных ввиду возраста, географического местоположения, экономического или социального статуса. Во вторых, новые технологии в образовании позволяют отказаться от подхода “основанный на всех, не подходящий никому”, как его определил профессор Гарвардского университета Тод Росс. За счет развития цифровой культуры впервые появилась реальная возможность помочь каждому конкретному студенту получать наилучшие результаты в учебе. 

Именно благодаря цифровой трансформации и модернизации в образовании значение и престиж профессии преподаватель имеет шанс подняться на должный высокий уровень. Ведь благодаря преподавателям формируется характер и даже будущее человека. Модернизация профессии преподавателя приобретает особенный смысл в быстро меняющейся экономической и социальной среде. Если нас запомнят как высококлассных прогрессивных преподавателей, не будет ли это самой большой честью для нас?

Более подробно о цифровой трансформации в образовании и возможностях для преподавателей и студентов, связанных с ней, мы предлагаем поговорить на нашем следующем вебинаре: "Модернизация профессиональной деятельности ППС: инструменты, навыки, возможности” 25 сентября в 9:30 по местному времени в Брюсселе.

Вебинар является открытым. Регистрация обязательна на сайте: http://moderneducationinstitute.com/webinar

вторник, 4 сентября 2018 г.

Играть или зубрить?


Экономическое будущее страны зависит от того, насколько хорошо мы воспитываем и обучаем детей.  Как и в менеджменте, где пора сделать фундаментальный переход от системы управления сверху вниз к мотивации личной инициативы каждого сотрудника, в образовании также настал момент перехода от обучения к изучению. Книга “Новая культура обучения: культивирование воображения в мире постоянных перемен” Дугласа Томаса и Джона Сили Брауна раскрывает образование XXI века в новой системе координат. Книга стала бестселлером, рекомендованным для прочтения каждому педагогу. 

Современная модель образования построена на картезианском понимании обучения, которое можно описать фразой “я мыслю, значит я существую”, и которая подразумевает линейность в передаче знания от преподавателя ученику. Данная парадигма не совсем подходит для современного момента, когда ввиду появления и внедрения инноваций перед нами ставятся вопросы, требующие уникального ответа, не описанного ни в одном источнике. Ответы на такие вопросы могут находится только опытным путем через участие всех актеров образовательного процесса в создании знания. Томас и Браун вводят  социальную точку зрения на обучение: “мы участвуем, значит мы существуем”

По инициативе Президента Гарварда было проведено исследование, которое длилось 1 год и ставило задачей выяснить, какие факторы влияют на академический успех студента. Исследовательская группа пришла к весьма неожиданному заключению. Оказалось, что самым главным предсказателем успеха студента в Гарварде является его готовность формировать либо присоединяться к исследовательским группам. Второй пример, это компания Hewlett-Packard. Их эксперты выяснили, что те сотрудники, которые проявляют лидерские качества в работе исследовательских групп, с большей долей вероятности станут хорошими руководителями на уровне компании. 

Данные примеры показывают, что задача преподавателей - предоставить студенту активную роль в процессе получения знаний и дать ему возможность самостоятельно найти ответ на вопрос, то есть - самостоятельно создать знание. 

Речь идет о предпринимательском мышлении в обучении. Слово предпринимательский, в данном контексте, означает способность и заинтересованность постоянно искать новые подходы, новые ресурсы, которые позволят узнать что-то новое. Именно здесь инновационные технологии становиться незаменимыми помощниками преподавателя. Ведь, благодаря цифровой культуре, доступ к информации и новым идеям практически неограничен. 

Наш студент - это не только homo sapiens: человек мыслящий. Он еще и homo faber: человек творящий. Мы всегда понимали homo faber как человека, создающего новые вещи. В ситуации обучения - это новый контент. Но цифровая культура привнесла существенные изменения. Благодаря имеющимся технологиям, homo faber может создавать новый контекст. Изменяя контекст, он может менять и значение. Когда человек пишет текст и отсылает его редактору кого-либо издания, текст одобряется, проходит правки, публикуется. Это называется статья. Тот же самый человек помещает тот же самый текст в свой блог. Читатели мгновенно делятся ссылкой друг с другом, комментируют данный пост, при чем их комментарии всегда актуальны и аутентичны. Это уже разговор. Причем разговор, который одновременно происходит во всем мире, - совершенно иной контекст.

И вот у нас пошла игра. Мы меняем контенты, контексты, значения. На сцену выходит homo ludens - человек играющий. Человек, которому разрешено “играть” с информацией, пробовать различные подходы, концепции, инструменты, ошибаться, начинать сначала. 

Если мы сможем создать на своих занятиях баланс этих трех ролей, мы получим самых талантливых, самых счастливых, самых благодарных студентов. Чего я всем нам желаю в новом академическом году!

P.S. Возможно, рано или поздно все учебные занятия превратятся в игровые среды. Что же до ролевых социальных игр и живых квестов, то заниматься этим прямо сейчас на массовом уровне мешает только отсутствие традиции. Мы приглашаем Вас разобраться в новых форматах обучения и модернизации преподавательской деятельности на наших следующих мероприятиях:

Открытый онлайн-вебинар “Модернизация профессиональной деятельности ППС: инструменты, навыки, возможности” 25 сентября в 9:30 (местное время в Брюсселе). Регистрация открыта по ссылке: http://moderneducationinstitute.com/webinar

Очная программа повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава вузов “Модернизация профессиональной деятельности ППС: инструменты, навыки, возможности” 25 ноября - 1 декабря в Брюсселе. Регистрация открыта по ссылке: http://moderneducationinstitute.com/ppknov18BRU

Автор: Екатерина Царанок, Директор Modern Education & Research Institute