Современным университетам приходится отвечать на многочисленные вызовы
современности. Несмотря на то, что университеты имеют ключевую роль в развитии
знания и инноваций, государственное финансирование в большинстве европейских
стран не увеличивается, а в эпоху экономического кризиса – наоборот,
сокращается. Такие факторы, как давление на государственный бюджет и сокращение
расходов на образование, возрастание требований со стороны общества,
глобализация и интернационализация высшего образования, - все это увеличивает
конкуренцию и нагрузку на университеты и их управление, и приводит к
стремительному увеличению расходов ВУЗов.
Тем не менее, новые вызовы обеспечивают также и новые возможности для
расширения деятельности. Университеты также стремятся диверсифицировать доходы
для того, чтоб овладеть большей гибкостью во внутреннем управлении финансами,
поскольку государственное финансирование часто сопровождается сложными
административными процедурами. Эти факторы побуждают европейские вузы искать
дополнительное финансирование из других источников. Диверсификация доходов
может быть стратегически использована для развития деятельности и эффективной
реакции новых миссий, что, в конечном итоге, может укрепить
конкурентоспособность ВУЗа и его позиции на местном, национальном или
международном уровне.
В Европе
прямое государственное финансирование продолжает оставаться наиболее важным
источником дохода для университетов, представляющее, в среднем, около 3/4
бюджета университета. В основном, оно имеет форму субсидий, предоставляя
руководству университета право самостоятельно определять внутреннее
распределение ресурсов. Все чаще для определения размера финансирования
учитывается эффективность университета (подход «performance-based funding»), то есть, те университеты, которые добились высокой результативности,
получают большее финансирование.
Следующим традиционным источником дохода является оплата учебы студентами, хотя
ее пропорция в структуре бюджета варьируется по Европе (самое высокое процентное
соотношение в Великобритании и Испании – соответственно, 25% и 13% бюджета
-пополняется за счет студенческих взносов).
Дополнительные источники представляют около 20% бюджета большинства европейских
университетов. В разных пропорциях по разным университетам, источниками
дополнительных доходов являются:
- Коммерциализация результатов научных исследований,
- Предоставление услуг и «консалтинг» университетов (здесь лидерами являются
британские ВУЗы, которые зарабатывают от 10 до 25% своего бюджета за счет услуг
университетской экспертизы),
- Контракты с частными партнерами (например, организация международных
конференций для бизнеса),
- Благотворительные взносы и деятельность по сбору средств (fundraising activities), осуществляемые Фондами университетов и Ассоциациями выпускников,
- Международное грантовое финансирование, которое почти исключительно состоит
из европейских грантов для реализации исследований, академической мобильности,
развития потенциала ВУЗов и т.д.
Европейский Союз предлагает огромное количество разных линий грантовой
поддержки для университетов в Европе и за ее пределами. Тогда как традиционные
источники (гос. финансирование) имеют тенденцию сокращаться, то конкуренция за
дополнительное европейское финансирования становится все более ощутимой.
Европейские грантовые схемы являются важными и в то же время настолько
разнообразными (при этом разные схемы имеют свои правила, условия участия и
отчетности), что в некоторых странах ЕС органы государственной власти
разработали механизмы для поддержки университетов для подачи заявок на
европейские программы финансирования. Так, министерствами образования
нанимаются эксперты, которые целенаправленно ездят по стране и помогают
профессорско-преподавательскому составу ВУЗов правильно заполнить грантовые
заявки и подготовить методику проектов. Многие европейские университеты,
осознавая важность финансирования ЕС, уже начали формировать Департаменты по
грантам ЕС («EU Grants Offices»), куда нанимают профессионалов для мониторинга
за грантами (“EU grants monitor”) и профессионалов для поддержки подачи заявки
на грант («EU grant proposal writer”).
Уже более 5 лет Аксана Позднякова, директор Modern Education & Research Institute, a также эксперт по грантам ЕС успешно проводит специализированные тренинги по европейским грантам,
которые ориентированы на профессорско-преподавательский состав университетов за
пределами ЕС. Каждый тренинг адаптирован как можно лучше к потребностям
университета, и, кроме обязательной информативной части, включает интерактивную
практическую часть – формирование и конкретизацию амбиций и проектных идей сотрудников
ВУЗов.
Конкретными результатами тренинга для участников являются: практические навык о
том, как находить европейских партнеров для проектов и вести переговоры по
вступлению в консорциумы, кристаллизация идей и в виде реального проекта,
структурирование в логико-структурную матрицу (общепринятая методика
европейских проектов), написание концептуальной ноты и заполнение грантовой
заявки до 70% под руководством тренера.
Также, после прохождения тренинга и на основании сформулированных проектов, Институт целенаправленно (на протяжении 2-х недель) помогает подобрать партнеров в Европе для отдельных проектов своих членов.
Не пропустите свой шанс! Следующий тренинг по европейским грантам
состоится с 01 декабря 2016 года в интерактивном формате!
Комментариев нет:
Отправить комментарий