понедельник, 5 сентября 2016 г.

Модульные программы повышения квалификации vs традиционные 72 часа

В современном, быстро развивающемся мире международные программы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава становятся необходимым элементом в процессе модернизации и интернационализации прогрессивных университетов. Они выполняют сразу несколько задач: получение новых знаний по специализации и по инновационным процессам в сфере образования; обмен опытом с зарубежными коллегами и установление личных контактов, которые ведут к совместными проектам и публикациям; продвижение университета на международном уровне. Проведение каждой программы приносит значимые результаты как для преподавателей, так и для университета в целом.
 
Все ли форматы  ППК одинаково эффективны? В данной статьи мы рассматриваем два формата проведения программы:  традиционный ( 72 часа)  и модульный.  Чем же отличаются модульные ППК от традиционных и какие их преимущества, а может быть и недостатки? 

Во-первых, в модульных ППК вводится система контроля за реальным применением знаний в университете участника. Так, в традиционных ППК не предусмотрено системы контроля за реализацией
  полученных знаний и новых практик после прохождения программы, то есть, их внедрение фактически зависит от доброй воли участника. Ответ на вопрос: что же необходимо сделать, чтобы преподаватели были мотивированы и гарантировано внедряли и использовали новые знания и современные методики обучения, - дают как раз модульные ППК. Модульные ППК, предусматривающие проведение трех модулей, позволяют ввести промежуток времени, на протяжении которого участник должен внедрить новые практики на своем курсе. Кроме того, между модулями вводится система внешнего мониторинга и контроля – участники должны будут регулярно заполнять он-лайн дневники, которые будут проверятся нашими экспертами и лучшие дневники войдут в он-лайн публикацию. В конечном результате, участники получают дипломы только после прохождения всех трех модулей, а это значит, что активное участие и достижение результатов гарантировано до конца проекта.
 
Во-вторых, в последнее время неоднократно поднимался вопрос по поводу применяемости полученных знаний в странах бывшей СССР и эффективной адаптации навыков. Действительно, традиционные ППК (основанные на западных подходах в сфере высшего образования) в большей степени предусматривают одностороннюю линейную связь – от спикеров и тренеров к участникам. Однако, фактически не остается шанса для участников проэкспериментировать и проверить, насколько полученные знания могут быть эффективны и примениным к традициям на пост-советском пространстве в сфере высшего образования. Поэтому модульные ППК предусматривают введение системы корректировок и адаптации к местным учебным традициям. Так, в период введения новых практик, собирается и анализируется обратная связь от самого участника, а также от студентов. Также, на втором этапе, введется коучинг и интерактивный диалог по поводу лучшего применения и адаптации нового подхода в странах бывшего СНГ.
 
В-третьих, масштабность и охват проектов многократно возрастают. В одной традиционной программе ППК участвуют от 10 до 30 преподавателей, таким образом за год обучение проходит всего лишь 200-300 преподавателей Университета,
  в то время как ППС должны проходить все преподаватели университета. Естественно есть ограничения бюджета, но возможно ли получение и распространение знаний среди большего количества преподавателей? Конечно! В результате успешного прохождения всего цикла модульной программы, каждый участник становится сертифицированным тренером по этим практикам для своих коллег на кафедре и факультете. Таким образом, достигается эффект синергии – результаты модульной ППК будут распространятся на новые аудитории. Кроме того, происходит оптимизация расходов, поскольку будет сокращена необходимость постоянно приглашать внешних спикеров и тренеров.

Среди недостатков возможно,   непривычный тайминг программы,  одно дело пройти программу 72 часа за две недели и получить диплом и совсем другая история когда работать необходимо в течение 6 месяцев,  чтобы  получить сертификат. Возможно данный подход может столкнуться с инертностью некоторых преподавателей. Но если мы говорим об инновациях в образовании,  выход из комфортной зоны неизбежен. 
Таким образом, эксперты Modern Education & Research Institute сходятся во мнении,  что будущее за модульными ППК. 

 Краткое описание: модульные ППК –  программы повышения квалификации состоящие из 3 модулей, которые реализуются на протяжении 6 месяцев. Каждый модуль содержит в себе такие элементы как обучение, контроль качества, коучинг и обратная связь. В рамках программы действуют два формата : активное и онлайн участие. Активное участие  -  выбираются от 10 до 30 лучших профессоров, которые делятся на подгруппы и проходят интенсивный тренинг с приглашенными тренерами и после этого выполняют задания в рамках программ модулей.  Онлайн участие -  30-40 профессоров, которые участвуют в режиме вебинаров во всей программе, и также выполняют задание в рамках программ модулей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий